Ни одного человека, даже если у него совсем нет друзей, нельзя считать абсолютно одиноким, потому что его жизнь проходит среди других людей, тесно связана с жизнью окружающего его мира. Поэтому и каждое наше слово, поступок оказывают самое непосредственное влияние на весь мир, изменяют его, однако, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. И тогда во взаимодействии человека и мира возникают проблемы. Экологическая — одна из самых страшных из них.
В рассказе Ф. А. Абрамова "О чем плачут лошади" мы узнаем причину трагедии этих чудесных, добрых и умных животных. Ведь совсем не так давно было время, когда "лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба". Незаменима ее роль в крестьянской семье — роль не только сильного и верного помощника, но и доброго, надежного друга. Даже терпя голод, нужду и другие бедствия, люди окружали лошадь любовью, заботой и лаской. Теперь же пришли совсем иные времена. В век научно-технического прогресса бывший когда-то неоценимым труд лошади заменили работой сильных, никогда не устающих машин. А что же лошади? Они продолжают работать там, где машин не хватало, но не было уже бескорыстным гривастым работягам прежнего почета и уважения: "они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус", их забывали покормить, не хотели чистить.
Сильно тосковали лошади от такого отношения, но продолжали верой и правдой служить своему хозяину — человеку. Поэтому они и вызывали в сердце главного героя рассказа "чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними". В начале рассказа герой говорит о своей любви к этим удивительным животным, с которыми были связаны самые теплые и дорогие воспоминания его прошлого. Однако как легко, не раздумывая, совершает он предательство по отношению к ним, отказываясь поддерживать веру загрустившей Рыжухи в существование счастливых для всего их конского рода времен! Конечно, человек скоро понимает, что "совершил что-то непоправимое, страшное", что уже никакими силами нельзя изменить, поправить. И поэтому пригнула его к земле "тяжелая лошадиная тоска", из-за которой он сам себе стал казаться каким-то непонятным, "отжившим существом".
Таким образом, писатель в своем рассказе затрагивает и одну из нравственных проблем, решение которой определяет отношение человека к самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за совершаемые действия.