"Поэт золотой бревенчатой избы" (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

В большую литературу Сергей Есенин пришел как поэт деревни. В 1915 году вместе с поэтом Городецким и прозаиком Ремизовым Есенин организовал литературную группу "Краса", члены которой ставили перед собой задачу возрождения национальной старины, прославления мира деревни.

Здесь же Есенин знакомится с Н. Клюевым, который чуть раньше заявил о себе как о "крестьянском поэте". В 1916 году выходит первый поэтический сборник Сергея Есенина "Радуница", центральным образом которого является крестьянская Россия.

Сергей Есенин родился в деревне и его первыми произведениями были частушки для деревенских девушек. "Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали колыбелью его поэзии.

Здесь он начал учиться, мыслить и читать "по Библии ветров", здесь он навсегда подружился с русским густым лесом, широким полем, прозрачной речкой, "с зеленокосой, в юбчонке белой" березой и старым кленом "на одной ноге". Мир народных образов окружал поэта с первых дней его жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Ранняя лирика Есенина насыщена религиозной символикой, но эти символы наполнены не мистико-философским, а художественным содержанием, они служат средством лирического самовыражения. Поэтика ранних стихотворений строится на соединении пейзажных картин, реалий сельского мира и религиозных образов. В мистические символы поэт вводит реалии сельского мира:

Тучи с ожереба

Ржут, как сто кобыл.

Плещет надо мною

Пламя красных крыл.

В этом соединении — духовная модель крестьянской культуры. Русское слово "крестьяне" происходит от "христиане", словно актуализируя образ креста.

В образной системе ранней лирики С. Есенина часто встречается образ-символ дерева:

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом...

Или:

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод...

И это не случайно, так как дерево издавна являлось для славян одним из центральных понятий их поэтических воззрений. Сам Есенин в статье "Ключи Марии" писал: "Все от дерева — вот религия мысли нашего народа... все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца... носят не простой характер узорочья, это великая знатная эпопея исходу мира и назначенью человека".

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к. природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Сергея Есенина. Образ России для поэта не отделим от народной стихии. "Воспрянувшая Русь" — это Русь деревенская, где атрибутами жизни выступают "краюха хлеба", "пастушеский рожок", В поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней и радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", "зори меня вешние В радугу свивали".

Природные явления в стихотворениях поэта часто предстают в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень он сравнивает с "рыжей кобылой", которая "чешет гриву", месяц — с серпом; описывая свет солнца, говорит: "льется солнечное масло на зеленые холмы". В языческих образах

Отелившееся небо

Лижет красного телка —

метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом.

Мир Есенина — это деревня, человеческое призвание — крестьянский труд. Главные понятия крестьянина — мать-земля, корова, урожай. Будучи сыном своего отечества, простого народа, поэт выписывает образы дорогих его сердцу крестьян. Здесь и крестьяне, у которых "заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы". Здесь и "старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток".

Здесь и старушка-мать, у которой сын воюет в далеком краю, и сиротливые избы деревень, и песчаная дорога, по которой идут люди, закованные в кандалы. Все подмечал зоркий взгляд С. Есенина.

Поэт видел и знал, что жизнь крестьян часто неустроенна, что их судьба очень тяжела, и эта боль, эта печаль, эта скорбь истинно русского человека выразились в его стихотворениях:

Народ стонал. И в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь...

Емкий образный мир деревни предстает в стихотворении "Русь":

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах.

Как синеют кругом небеса.

Здесь встречаются и картины сельского быта, и образы русской природы, и религиозная символика. Они соединяются характерными есенинскими интонациями и лексикой сентиментально-народного стиля: "избенки", "застрехи", "глазки", "огоньки", "заморозь".

О материнской и сыновней любви в русской литературе написано много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина "Письмо к матери" по праву занимает одно из первых мест.

С образом русской деревни у поэта связывается и образ матери. Именно через него раскрываются такие важные темы, как верность своей земле, культурным корням, своей душе.

Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской землей, усиливал его любовь к родному краю. В стихотворении "Письмо к матери" образ лирического героя раскрывается по аналогии с образом "блудного сына", погибающего на чужбине, прожигающего свою жизнь.

Гармоничный мир дома, природы, любви матери становится для Есенина символом душевной гармонии в целом:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

"О Русь, взмахни крылами!" — приветствовал поэт воспрянувшую родину в 1917 году. Однако воспевая справедливую, разрушающую старые устои силу революции, Есенин колебался в оценке нового, советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, и ее "печальный" образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь...

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. И поэт тяжело переживал крах собственных иллюзий. Происходящие перемены оказались чуждыми душе поэта, и потому он с грустью и обреченностью называет себя "последним поэтом деревни". Индустриализация страны обезличивает милый сердцу Есенина крестьянский мир, умерщвляет его душу:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

И вместе с деревней гибнет и рвется сердце поэта, который чувствует свой близкий конец:

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, Есенин на протяжении всего творчества одно из центральных мест отводил природе.

Созданные им поэтические образы концентрируются и приобретают художественную насыщенность, чувствуется, что поэт сознательно стремился к их выразительности, философской значимости ("Отговорила роща золотая..."), красочности, яркости.

Всероссийская слава пришла к Есенину как к поэту народному, происходившему из социальных низов. До него тема русской деревни раскрывалась словно снизу вверх. В его поэзии народный мир выявлялся непосредственно, поэтому она связывается с новым этапом в русской литературе, когда народная творческая стихия получила своего собственного выразителя. И этой поэзии суждено жить вечно. Ведь стихотворения Сергея Есенина полны невероятной сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых он умел передать так эмоционально и так звонко.