Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…
Аристотель
Нравственные проблемы рассматривались во многих произведениях писателей Х1Х века. Законы нравственности вечны, они являются основой поведения человека. Вопросы влияния нравственного на людей широко представлены в романах Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы".
Герой романа "Братья Карамазовы" Алеша Карамазов, самый младший из трех братьев, " ангел во плоти", с самой ранней юности возлюбил благочестие и избегал блудных и дурных помыслов. " В нем была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность". Даже юные сверстники его, гимназисты, несмотря на все старания, не могли всеми своими соблазнами поколебать его исступленной целомудренности. Когда они начинали заговаривать "про это", то Алеша быстро затыкал уши пальцами. В юности Алеша Карамазов поступил в обитель, где отдал себя в послушание старцу Зосиме. Послушника Алексия (так стали называть Алешу в обители) любили все добрые и благочестивые люди. Куда бы он ни являлся, всюду вносил мир, любовь, благодать, добрые помыслы и исправление. Один только его внешний облик уже имел благотворное влияние на грешников. Например, женщине легкого поведения Грушеньке, жившей на иждивении у купца Самсонова, "диавол вложил в сердце мысль искусить и обольстить своими плотскими прелестями юного инока, вовлечь его в блуд и тем самым опозорить праведного инока". Для этого Грушенька подкупила своего родственника Ракитина, чтобы он привел к ней Алексия. Но едва только она увидела Алексия и услышала сладкий голос его речи, как " сатанинский умысел отлетел от ее сердца". Она чистосердечно раскаялась в своем грехе и попросила у Алексия прощения. Он простил, а она, тронутая его праведностью, исправилась и с того времени стала добродетельной и самоотверженной женщиной. Откуда же и каким образом развилась в Алеше Карамазове такая сила благочестия и чудодейственного нравственного влияния? Автор романа не показывает нам процесс нравственного развития своего героя. Но, я думаю, что нравственные черты Алеши врожденные, унаследованные от своей матери. Конечно, большое нравственное влияние на него оказал старец Зосима— самый великий праведник в романе. Зосима был прибежищем, духовной опорой и утешением страждущих, скорбящих и обездоленных, озлобленных и беспомощных. Брат Алеши Дмитрий Карамазов был человек буйного и неукротимого нрава. Это был кутила, безобразник, дебошир, отличался склонностью к дурным поступкам. Но при всем при этом он был верующим человеком, имевшим в сердце бога и совесть. Когда был убит отец братьев Карамазовых, подозрение в убийстве пало на Митю. Митя был арестован и предан суду. Здесь-то и обнаружилось величие души Мити, вся глубина его веры в бога. Для искупления своих грехов Митя решил пострадать безвинно. Кроме того, однажды во сне он увидел страдающее дитя, и с тех пор его постоянно мучила мысль: отчего, почему и для чего страдает дитя и чем может быть искуплено его страдание. Вот теперь он и решил заодно пострадать для искупления страданий этого дитя. Представлялось ему в тюрьме несколько искушений, но он устоял перед ними. К нему повадился ходить семинарист-безбожник Ракитин, чтобы выпрашивать у него денег, а вместе с тем и поколебать его веру и совратить в безбожие. С этой целью Ракитин втолковывал Мите, что душа и весь духовный мир— это одна химия и нервные хвостики. Но безнравственные наветы семинариста только временно смутили Митю, но не поколебали. Затем брат Мити, Иван Карамазов, предлагал ему для уклонения от суда и наказания бежать в Америку. Митя отверг и это искушение. Решение Мити безвинно пострадать с тем, чтобы нравственно возродиться и искупить этим чужие страдания, является серьезным моральным принципом. Так учил его поступать старец Зосима: "Возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской". В другом своем романе "Преступление и наказание" Достоевский уже на первых его страницах ставит тупиковые вопросы нравственного: "Тварь я дрожащая или право имею?" Можно ли совершить преступление во имя добра, во имя спасения "униженных и оскорбленных"? Здесь и вопрос героя романа Раскольникова, который не живет, а существует в условиях крайней бедности и нужды, унижающих человека. Теория, которая привела Раскольникова к преступлению, проходит в романе как какое-то единство сердечной муки и ищущей мысли. Читая роман, мы видим, что Раскольников— человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Он спасает детей из огня, хотя и рискует при этом своей жизнью, он делится последним с семьей Мармеладова. Родион Раскольников—это личность, в которой на равных правах сочетаются и добро, и зло.
Раскольников горд, одинок, необщителен, он убежден в своей исключительности. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Раскольников убежден, что человечество делится на людей обыкновенных, которых большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаются, если нужно, и перед преступлением. По его мнению, это вечный закон: "кто крепок и силен умом и духом, тот над ним и властен". Раскольников считает, что его непогрешимая теория открывает выход из всех жизненных тупиков, но он сомневается, властен ли он "над всей дрожащей тварью"… Все доброе, чистое, нравственное, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают "некоторые случайности", и он решается совершить убийство.
После совершения преступления Раскольников испытывает муки совести, хотя и продолжает верить в свои идеи. Он говорит Соне в ответ на вопрос, как спасти гибнущих детей, что надо, сломать… и страдание взять на себя. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не только грех убийства, но и гордыня, мысль о том, что все — "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий", избранный. Преступление Раскольникова — это игнорирование заповеди Христа— "Не убий".
Постепенно Родион все чаще думает, что он сам оказался не Наполеоном, а "вошью". Он не может объяснить даже себе, зачем убил, он понимает, что нельзя считать человека вошью. Убив старуху – процентщицу, Раскольников "отрезал себя" от остальных людей (матери, сестры, Сони, Разумихина…). Натура его не принимает этого отчуждения. Человек не может жить без общения с людьми. А он не может ни увидеть, ни обнять свою мать и сестру. Поэтому душевные муки Раскольникова становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит его в тупик. Он по— прежнему верит в непогрешимость своей теории и презирает себя за слабость, но то и дело называет себя подлецом. В разговоре с Сонечкой Мармеладовой Родион осознает и переживает весь ужас свершившегося, он понимает, что нельзя возвыситься, "перешагнув через кровь". Раскольников понимает, что преступление сломило его как человека, он страдает, понимая, что совершил безумный поступок из эгоистических целей. Он восклицает: "Да разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!" Соня, обладая искренним чувством любви ко всему живому, являясь воплощением душевной стойкости и веры, выводит Раскольникова из состояния тупика и застоя. Встреча с лицом духовно чистым возрождает в Родионе те же чувства, которые убило в нем преступление. Родион вновь счастлив. В нем происходит возрождение лучших человеческих качеств. Сила любви, сила нравственного возродила Раскольникова.
Оба романа Достоевского предостерегают: преступление, нарушение нравственных законов — это гибель души, обречение на одиночество.
Достоевский убедительно доказал, что нравственные законы очень важны для человека, ведь совесть человека не дает спокойно жить, обрекая его на душевные страдания. Писатель поведал нам о нравственных потрясениях и терзаниях, которые не могут не волновать людей любой эпохи. В истории заблудшей, а затем нравственно преображенной души есть много поучительного.