Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея — гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.Мы понимаем,что столкновение Чацкого с фамусовским миром — не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна придти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов,результатом которых оказывается его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами, вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в доме Фамусова, Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России. Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной жизнью — невозможно.
И вот та родина... нет в нынешний приезд Я вижу, что она мне скоро надоест.
Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, — опасный человек, "карбонарий", нарушающий гармонию их существования.
Грибоедов первым в русской литературе Х1Х века показал "лишнего человека" (термин А.И.Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий — первый в этом ряду. За ним — Онегин, Печорин, Бельтов, Базаров.
Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в 20-е годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было общество с определенной социально-политической программой, которая должна была решить главный вопрос дня — освобождение крестьян от крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного решения — без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно было движение вперед. Но декабристов постигла неудача. После Декабря в России наступило тридцатилетнее "затмение" — Николай 1, ставший императором после смерти брата, установил режим жесткой авторитарной власти. "Первые годы, следовавшие за 1825, были ужасающие. Только лет через 10 общество могло очнуться в атмосфере порабощения и преследования. Им овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил, — так писал об этом А.И.Герцен.
Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая 1 в 1856 году.
Но могло быть и другое — непреодолимое отвращение к "мерзостям" русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда — тоска отчаянье е лчность и, что самое страшное для такого героя — борца и энтузиаста, вынужненная праздность и бездеятельность.