Борьба есть условие жизни...
В.Г. Белинский
М.Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-ых годов 19-ого столетия, духовный преемник Пушкина. Белинский писал, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. Творчество великого русского поэта стало своеобразным зеркалом, в котором отразилась общественная и культурная жизнь России мрачной эпохи "безвременья".
Лермонтова как великого поэта-романтика волновала мечта о сильной личности, обладающей внутренней цельностью. Именно таков лермонтовский Мцыри, утверждающий идеалы правды и свободы, любви и борьбы.
"Мцыри" — это лирическая романтическая поэма, которая отличается идейно-художественным своеобразием.
В образе главного героя своей романтической поэмы Лермонтов воплотил лучшие черты реальных людей своей эпохи. Мцыри предстает перед читателем как исключительная личность с мятежной душой и могучим темпераментом.
Композиция лермонтовской поэмы традиционна для романтического произведения. Все внимание автор сконцентрировал не на внешних событиях, а на богатом внутреннем мире главного героя. Лишь небольшая глава посвящена жизни Мцыри, а остальная часть поэмы представляет собой взволнованный монолог — исповедь героя. В нем Мцыри рассказывает о "трех блаженных днях" свободы, обо всем, что он успел за это время узнать, пережить, прочувствовать.
Символом новой эпохи 30-ых годов стал в поэме монастырь, куда главный герой попал еще младенцем. Монахи, окружающие его люди, враждебны для него: он не приемлет их созерцательный образ жизни. Душа Мцыри "просит бури".
Примечательно то, что изображение событий в романтической поэме абсолютно отвлечено от действительности. В лермонтовском произведении не указано ни временных рамок, ни названия монастыря. Автор уточняет лишь то, что в этот период "такой-то царь, в такой-то год вручал России свой народ".
Каким же видится нам лермонтовский герой в произведении? Уже с первых строк поэмы у нас создается впечатление, что Мцыри — сильная, духовно богатая личность. Не случайно во вступлении говорится о том, как Мцыри еще ребенком проявил "великий дух его отцов". Пугливый и дикий, он без жалоб переносил болезни, недуги. В годы пребывания в божьей обители у Мцыри зарождается страстное стремление к познанию окружающего мира:
Давным-давно задумал я …
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Убежав из своего плена во время грозы, юноша видит реальный мир, который был скрыт за монастырскими стенами. Экзотический пейзаж помогает лучше понять личность Мцыри, проникнуть в его богатый внутренний мир. Природа то отражает возвышенный настрой души Мцыри, то противопоставляет своей красотой и светом мрачную несвободу героя. Оказавшись на свободе, Мцыри испытывает сильное потрясение: его ослепляет красота и величие Кавказа. Для героя деревья — это "братья в пляске круговой", горные хребты — "в объятьях каменных". Развитие действий происходит на фоне пышных полей, причудливых, как мечты, горных хребтов. И весь мир кажется Мцыри гармоничным и прекрасным — он , "как брат, обняться с бурей был бы рад".
Следует отметить, что именно любовь помогает раскрыть исключительные черты личности героя. В первый день своих странствий Мцыри встречается с прекрасной девушкой-грузинкой, которая своим пением пробудила прекрасное чувство в сердце юноши. Поэт-романтик подчеркивает, что страстная любовь может охватить лишь пылкую, чистую натуру. Однако Мцыри не посмел зайти в саклю красавицы: свобода для героя оказывается выше любви.
В отличие от других романтических героев, Мцыри не покидает родину, а стремится вернуться туда. Чувства переполняют душу Мцыри, когда он видит две сакли, приросшие к скале. Воспоминания о родине рождают в нем жажду материнской любви и отцовской привязанности. Мцыри не бежит от людей, а , наоборот, хочет соединиться с ними.
Кульминацией романтической поэмы, безусловно, является схватка Мцыри с барсом. Романтична победа слабого юноши над сильным зверем: она символизирует неуемное стремление героя к свободе : "Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу".
Основой сюжета становится философская идея единения и борьбы человека с природой и обществом. Но если природа представлена в поэте автором как самое активное начало, то общество дано в подтексте. Примечательно то, что Лермонтов нигде не произносит слово "тюрьма", однако весь образный строй поэмы говорит о затворничестве героя в душной кель, против чего восстает его гордая душа. Мцыри стремится к людям, близким ему не только по крови, но и по духу.
Обращает на себя внимание, что речь главного персонажа романтизирована. Мцыри говорит о трех днях на свободе поэтично, одухотворенно, возвышенно. Язык его эмоционален, приподнят, насыщен яркими сравнениями и метафорами. Искренняя исповедь героя дает возможность представить нам картины прекрасного мира, ранее скрытого от него.
Таким образом, композиция романтической поэмы строится по тому же принципу, что и композиция "Героя нашего времени". Автор постепенно приближает нас к своему главному герою. Сюжет поэмы замкнут : герой движется как бы по заколдованному кругу. Он убегает из монастыря, который для него является тюрьмой, но тюрьмой оказывается и природа (образ леса). Мцыри в конце концов приходит к выводу о том, что и его тело — это тюрьма для его духа.
В поэме устами лермонтовского Мцыри, этого "естественного человека", произносится суд над монастырскими законами мрачной эпохи "безвременья". Свободолюбие романтического героя символизирует собой революционные порывы передовых людей того времени. Мцыри явился "любимым" идеалом Лермонтова, в котором отразилась мятежная натура поэта.