Неповторимый талант выдающегося русского поэта Сергея Есенина признан во всем мире. С юных лет в сердце поэта жила Россия с ее грустными и раздольными песнями. Всю жизнь не давали покоя Есенину сельская тишина и девичий смех, неизбывное горе матерей, сыновья которых погибли на войне. Каждая строчка его неповторимых стихов согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному русскому народу. "Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве".
Одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина занимает крестьянская тема. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., "по-своему, с крестьянским уклоном". Есенин ощущал обреченность деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых нивах. Симпатии поэта целиком лежат на стороне старой деревни, а образ жеребенка куда привлекательнее, чем "мрачный железный гость" — паровоз, само приобретение которого требует гибели множества лошадей. Прошлого не вернуть к жизни, но его можно возвысить в стихах над утилитарно-техническим настоящим. Есенин во множестве стихотворений и поэм оставил нам неповторимые зарисовки сельской природы, деревенского быта, крестьянского труда. Так, в одной из последних своих поэм "Анна Снегина" он утверждает красоту земли, способную противостоять ужасам войны.
Я обожаю его стихи. Есенин для меня — это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни. Очень рано ушел из жизни певец "страны березового ситца", а стихи его все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав, лирические раздумья поэта не оставляют безучастным никого, кто хоть раз прочтет стихи Есенина. Без него я не мыслю себе России. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности, умиляют до слез.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушности и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он "простой" для понимания поэт. Есенинский лиризм пленяет меня; в его стихах все время меняются краски, звуки, они овеяны дыханием природы и радостным душевным настроем поэта.
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не смогу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тонами, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги оживают необычайные и выразительные картины природы. Перед нами вырисовываются безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: "ручей волной гремучею песенки поет", "звенят родные степи ковылем", "звенит придорожными травами от озер водяной ветерок". Природа у него приобретает черты человека, который разделяет радости и боли лирического героя, живет с ним одним дыханием. Поэтому такая одухотворенность в образах: "словно белой косынкой повязалась сосна", "пригорюнились девушки-ели", "изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины". У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина.
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение после рабочего дня. Стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда мне очень тяжело и грустно. Не могу без слез читать его стихи о деревне, о природе.
Невозможность создания на русской земле крестьянского рая для Есенина очевидна, как очевидно то, что городские пейзажи и быт эстетически никогда не превзойдут уходящих сельских пейзажей и крестьянского быта. Когда Есенин пишет о неизбежном и безрадостном приходе "железных коней", которым должны погубить красногривого жеребенка, тоска охватывает его.
Мы теряем что-то возвышенное, духовное в суете повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности. Пригвоздили к земле людей материальные проблемы, подрезали крылья, и кажется — не взлететь больше, не парить над землей... И вот в моих руках, словно по волшебству, появляется томик чудодейственных стихов. Будто голос Есенина останавливает меня: посмотри вокруг себя, послушай шум ветра в зеленеющих дубравах, шелест мокрой травы на нескошенных лугах, тихий шепот речной волны...