Проблема "героя времени" в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление "века нынешнего" "веку минувшему". Появление в эпоху подготовки декабрьского восстания нового типа личности, выразителя прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого.
Чацкий — выразитель идей "века нынешнего". Анализ монологов Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленность героя остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени:
а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак;
б) отношение к образованию: Чацкий наделен "ждущим познаний" умом, "славно пишет, переводит", отличается свободомыслием, недаром Фамусов считает, что "сумасшедшим" Чацкого сделала его "умность", то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие "карбонарием";
в) отношение к общественному мнению:
Да и кому в Москве не затыкали рты
Обеды, ужины и танцы?
г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;
д) отношение к насилию иностранцев:
... чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья...
или:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев;
е) возмущение нравственным падением столичного общества мужчин, той ролью, сгорая нередко отводится мужу в семье:
Муж-мальчик,муж-слуга из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.
(Можно добавить, что из Молчалина получился бы такой же муж рядом с Софьей; образец "мужа-мальчика" в комедии — Горич);
ж) стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться", служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв — намек на желание прогрессивно настроенной части молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Его поездка за границу была связана не только с "поисками ума", то есть идеей самосовершенствования, но и с необходимостью обрести единомышленников в своем деле. Такова еще одна особенность "героя времени" первой четверти XIX века.
Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль "страдательная": в одно и то же время он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом "всегда жертва"