Появление "Преступления и наказания" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Своё произведение Достоевский обдумывал пятнадцать лет. Ещё в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и её прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета — драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала нравственная ответственность. В письме к Котову, редактору "русского вестника", писатель определяет предполагаемую форму будущего произведения как психологический отчёт одного преступления.
Известно, что работал над романом Достоевский очень тщательно, переработав восемь вариантов, прежде чем нашёл окончательный. Он работал так усердно, что теперь читая и перечитывая эпизоды нам кажется, что это вполне оконченные и оформленные рассказы, как в мозаике, каждый кусочек красив, но а вместе эта картина вызывает восхищение и тихую едва заметную зависть перед гением великих. Вот и сейчас, прочитав маленький отрывок, постараемся понять что он значит, для чего он дан нам. Свидригайлов и Дуня — вообще очень интересная линия романа. Их взаимоотношения развивались довольно странно, но самым интересным для нас становится развязка отношений, последняя встреча стала самым драматическим моментом.
Если рассматривать эпизод композиционно, то мы можем сказать: в начале отрывка Достоевским дана экспозиция, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Всё начинается очень таинственно, но вполне мирно, не что не предвещало столь бурного развития действий; в этом и состоит гений Достоевского, любое произведение, даже часть оного, держит читателей в постоянном напряжении. Завязку, начало действия, мы видим, когда вместе с героями перемещаемся в квартиру Свидригайлова. Мы чувствуем, как бегут цыпки по рукам Дуни, нам страшно, вернее мы только задумались над возможным исходом сцены и уже становится не по себе. Развитие действия очень бурное, настолько яркое, что становится плохо , как бы весь этот мир не разрушился и не залился багровой краской. Наши опасения всё возрастают и возрастают но вот и он, самый напряжённый момент в развитии действий — кульминация ставшая неожиданностью для всех: Дуня стреляет, но пуля лишь оцарапала Свидригайлова; стреляет ещё ... о боже, она его убьёт, неужели в этой книге будут ещё убийцы и убитые; неужели мир страшен не только в реальности, но и в книгах, разве это единственный путь, одна только возможность решить все проблемы. Неужели человек настолько слаб... Но Достоевский опять сделал невозможное, заставив поверить в альтернативную реальность, которой нет и быть не может. И вот развязка мы видим, они слишком разные чтоб быть вместе.
Не малую роль сыграло само описание квартиры Свидригайлова. Он даёт понять, что дом пуст, тем более, что "квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые..."
Временные рамки искусно раздвигаются, когда мы слышим рассказ о подслушивании вновь и вновь возвращаясь к преступлению Раскольникова.
Но на этом фоне Достоевский показывает как Свидригайлов приближается к Дуне: " на сажень от неё", " шагах в восьми от Дуни", " в трёх шагах", " в двух шагах"... Мы видим как пространство рядом с ней уменьшается и это не просто угнетает , это рвёт её на части изнутри. Достоевский на протяжении повествования даёт точные, меткие описания: " бледные помертвевшие губы", " она задыхалась", " почти в обмороке упала она на стул"...
Этот эпизод был трагичен не только для Дуни но и для Свидригайлова, мы помним его "насмешливую улыбку"... кажется, он сам ищет смерти, приближаясь к ней, он подталкивает её к действию, но нет, он будет жить.
Спасая свою душу, он отпускает Дуню...