А под маской было звездно...
А. А. Блок
Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения Блок вкладывает душу. И что бы быть поэтом надо иметь особый дар и очень богатую фантазию. Нужно уметь показать состояние души и чувства словами, фразами, а это может не каждый человек. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может по-другому.
Весьма значимо то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.
Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.
В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец "туманной" любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.
Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает "неизъяснимую прелесть" интимного чувства:
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в служенье много лет.
А. Блок использовал очень многое из теории В. Соловьева и сделал ее фундаментом для своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя, в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего творчества поэта. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: "Я не люблю пустого словаря любовных слов..."; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы "безумно жить".
"Жизнь" лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.
В первом сборнике А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме" наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического, и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.
К жизни лирического героя возрождает его "небесное" сердце. "О, я хочу безумно жить!" — пишет он в "Ямбах". Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике "Кармен". Для героя "бушует снежная весна". Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме "Соловьиный сад":
Здесь — страшная печать отверженности женской,
За прелесть дивную — постичь ее, нет сил.
Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской.
Рыдает, исходя гармонией светил.
Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности. Лирический герой Блока выступает здесь в качестве рыцаря, отдающего жизнь служению своей Даме. И как же иначе? Ведь она — "чистейшей прелести чистейший образец". Почти все любовные стихи Блока романтичны. Таково и его известнейшее стихотворение "Незнакомка". Но в нем возвышенный образ Незнакомки сталкивается с реальностью, с пошлостью окружающей действительности. Символично, что прекрасная Незнакомка, "дыша духами и туманами", появляется в трактире, среди пьяниц "с глазами кроликов". Лирический герой этого стихотворения ожидает таинственную Незнакомку, "друга единственного" — свою мечту. Ее появление в трактире на время преображает действительность для героя. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность забыться. Единственно возможным представляется герою лишь продлить видение: "Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине".
Перед нами предстает фигура опустошенного существованием человека, личность с нелегкой судьбой является в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе...". Это стихотворение автобиографичное. Ведь незадолго до его создания автора бросила жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим стихотворцем. В каждом стихотворении Блока, этот образ несет не только определенную лирическую нагрузку, но и становится носителем общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но все же Блок не уходит и от реальных событий. В сочетании идеального и реального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Блок наиболее полно открыл эволюцию поэта, при этом сам стократно перерождался.
В стихотворении "Осенняя воля" поэт говорит о нерасторжимости судьбы лирического героя с судьбой Родины: "Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!"
Лирический герой Блока вызывает у нас сопереживание, как близкий человек, — настолько открыто и искренне говорит поэт о своих чувствах. Лирика Блока, наверное, еще и потому близка нам, что в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Стихи этого поэта пробуждают в человеке самые лучшие чувства, учат быть мудрым, дарят надежду.