Стихотворение И. А. Бунина "Последний шмель", написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем и кажущуюся простоту, по своему содержанию сложное и глубокое. В первых строчках автор любуется одним из совершенных творений природы — обыкновенным шмелем, случайно залетевшим в комнату ("черный бархатный шмель, золотое оплечье"). Перед нашими глазами словно возникает басовито гудящий пушистый красавец-шмель, который кажется тяжелым и от этого гудения, и от величины. Бунину в его гудении слышится печаль:
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Поэт знает, что век насекомого недолог, что последние жаркие дни лета пролетят быстро. И шмель умрет — просто уснет на засохшем цветке "красной татарки". Бунину жаль и шмеля, и уходящего лета с его теплом и цветением. Но самому шмелю неведомы переживания: мудрая природа дала ему возможность незаметного и тихого ухода. Только человек, который невольно сравнивает свой век с недолгой жизнью насекомых, страдает от страха смерти, от предчувствия наступающих холодов и неумолимого времени:
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Философское осмысление смерти у Бунина многогранно: в его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных деталей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия: шмель, "гудящий певучей струной", "красная подушечка", в которую, засыхая, превращается цветок татарника, яркая белизна подоконников под раскрытыми окнами. Образы зримы и живописны, маленький эпизод становится законченной картиной мира.
Центральный образ стихотворения — шмель — существует одновременно в разных смысловых реальностях: бытовой и символической. Это и просто насекомое, случайно залетевшее в человеческое жилье, и воплощение уходящего лета. Человек перед Богом и вечностью, должно быть, предстает такой же мелкой и неразумной букашкой с недолгим веком. "Человеческая дума", сознание заставляет человека страдать от неизбежности смерти. Но у людей есть преимущество — бессмертная душа. Она дает надежду на продление не телесного, а духовного существования.
Поэтому в названии стихотворения — "Последний шмель" — сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы. Бунин не пишет об этом, но мы понимаем, что человеческая тоска о лете преходяща. Ведь опять наступит лето, новые шмели загудят над цветущим татарником. Люди так же смертны, как этот шмель, но, возможно, именно через смерть они приобщаются к вечному миру Бога.