Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов был одним из тех, кто полностью отдал себя служению народу. Еще будучи маленьким мальчиком Николенька нередко видел страдания русских людей, нечеловеческие условия их существования. С детских лет Николай Алексеевич испытывал глубокую привязанность, искренние, дружеские чувства к простому крестьянину, которые впоследствии питали его творчество. Крепостническое самодурство, царившее в те годы, глубоко ранило душу поэта. Некрасов, человек мягкий по природе, не мог видеть мучений крестьян, дворовых. Да и мать поэта за годы жизни немало перенесла страданий от своего деспотичного мужа. "Это… было раненное в самом начале жизни сердце, — говорил о Некрасове Достоевский, — и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь".
Поистине убеждаешься в том, что более "народного" поэта в русской литературе не найти. И не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ.
Восхождение Н. А. Некрасова к вершинам литературного олимпа началось со стихотворения "В дороге". Оно вошло в поэтический сборник 1856 года. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся", — сказал Тургенев примечательные слова. Сборник открывало стихотворение "Поэт и гражданин". Затем шли четыре раздела: в первом – стихи о жизни народа, во втором – сатира на его недругов, в третьем — поэма "Саша", в четвертом – стихи о дружбе и любви. Первый раздел открывался стихотворением "В дороге", а завершался "Школьником". Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ проселочной дороги, разговоры барина в первом стихотворении с ямщиком, во втором – с крестьянским мальчуганом. Из беседы барина с ямщиком мы узнаем две истины: крестьяне – люди, и эти люди живут в нечеловеческих условиях.
Изображение народной жизни раньше всегда сопровождалось звоном колокольчиков под дугой, песнями ямщиков, неспешным бегом удалых троек. На это указывает начало стихотворения "В дороге":
… Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку.
Однако далее привычный поэтический ход обрывается. Читатель уже не слышит той мелодичной истинно русской песни из уст ямщика. Некрасов в отличие от предшественников и современников отказывается принимать песню как "средство к изучению народной жизни", предпочитая живой рассказ в стихах. Что же нас удивляет?
Конечно же, речь ямщика, лишенная привычных народных интонаций. Кажется, голая проза ворвалась в стихи. Говор ямщика грубоват, насыщен диалектизмами. В народных песнях, как правило, речь идет об "удалом ямщике", о "добром молодце" или "красной девице". Все, что с ними происходит, можно отнести ко многим людям из народной среды. У Некрасова другое: через индивидуальное он идет к общему. Мне кажется, что именно автор стихотворения "В дороге" вплотную сошелся с мужиками на страницах произведения. Такое проникновение в народное сознание показывало, что рушились многие иллюзии, которыми жили современники. Одни идеализировали общий уклад крестьянской жизни, другие поэтизировали патриархально-христианские начала народной нравственности. Там, где современники созерцали, Некрасов анализировал, мучился, страдал.
В стихотворении "В дороге" лирическое "я" поэта отстранено от сознания ямщика. Они сосуществуют параллельно. Лирическая разобщенность будет преодолена уже в последнем стихотворении раздела "Школьник".
Итак, ямщик делится с барином своим горем – "сокрушила злодейка жена!" Груша, так ее звали, с детства воспитывавшаяся в барском доме, оказалась абсолютно оторванной от своей среды. "В барском доме была учена вместе с барышней разным наукам, на варгане играть и читать – всем дворянским манерам и штукам". Мы видим недоверие ямщика к господам, действительно погубившим несчастную Грушу. И наше сочувствие сталкивается с глубоким невежеством ямщика, который с недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду. Крестьянин вообще имеет смутное представление о жизни и времяпровождении господ. Кое-что он слышал, кое-что вообразил по контрасту с крестьянской жизнью:
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
И вот простого парня женили на этой "белоручке", "белоличке". "Ни косить, ни ходить за коровой" — ничего не умела Груша. Но муж не винит ее в этом: "… становилось инда жалко подчас…" Конечно, Груша погибает в крестьянской среде:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?
Ямщик не может дать ответ. Он-то ведь уважал свою жену, "почти не бивал", одевал и кормил, не томил безустанной работой, жалел, баловал обновками. А она погибла. С чего?
Некрасов отвечает на этот вопрос: крестьянская жизнь гибельна для того, кто вырос в мало-мальски человеческих условиях. Автор выстраивает стихотворение таким образом, чтобы показать всю страшную и уродливую картину крепостничества: он избегает картин избиения, образов мужа-тирана и злодея-помещика, оставляя лишь обычную историю гибели человека, которая в те годы была распространенной. Меня поразило, насколько четким и убедительным получился у Некрасова портрет действительности! Я думаю, Некрасов – настоящий мастер слова. В своих произведениях он создает героев, единственных в своем роде, очень родных и в то же время запоминающих. Этим поэзия Некрасова близка мне.
Стихотворение "В дороге" показывает нам тот ужасный мир крепостничества, в котором жила Русь несколько столетий. Образ ямщика, на мой взгляд, исключителен по своей полноте. Некрасов репликами, словно красками, рисует в нашем воображении, как на холсте, те черточки народного характера, которые вместе составляют единый колоритный образ истинно русского человека. "Слышь, как щепка худа и бледна…" — читаю у Некрасова и мысленно представляю себе измученную нелегкой крестьянской жизнью Грушу. Я искренне сочувствую героине. "Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать", — всплывают в памяти строчки из другого стихотворения Н. А. Некрасова "В полном разгаре страда деревенская…"
Я думаю, Некрасову удалось осуществить свой замысел и создать великолепное по содержанию и лексическому составу стихотворение. Оно наиболее полно отражает ужасы эпохи, вместе с тем указывая на неповторимость и сложность русской души. Недаром В. Г. Белинский так восторженно отзывался о Некрасове после прочтения стихотворения "В дороге": "Да знаете ли вы, что поэт – и поэт истинный!"
Вот этот истинный поэт и по сей день живет среди нас. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов – эти имена известны миру, и я очень горда, что говорю на том же языке, что и эти великие люди. Нас объединяет происхождение – мы русские, а значит, в каждом из нас заложена частичка той всеобъемлющей русской натуры, которая вызывает недоумение и восхищение остального мира. Я горжусь своей Родиной и вижу в этом счастье.