Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, "вкраплен человек" — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.
Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность. Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые... Все это согрето горячей есенинской любовью. В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.
Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Еще интересен характерный для Есенина прием "олицетворение наоборот": то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве...
Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:
...и зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.
И здесь главное слово не "меньшие", а "братья". Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — "чужая жена". Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки. Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополи шепчут, "туча кружево в роще связала", "пригорюнились девушки-ели", "улыбнулась солнцу сонная земля" и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь "Собаке Качалова", поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: "...тебя по шерсти бархатной потрогать ", "такую лапу не видал я сроду". С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:
А ты, любимый,
Верный нечий пес?
С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в "Сорокоусте": "Милый, милый смешной дуралей". В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
Кому же это "вам"? Людям, человечеству. Стихотворение "Мы теперь уходим понемногу" о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.