Тема России волновала многих русских поэтов и писателей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопоставляя исконно русское космополитическому— Лермонтов же, "любя Россию странною любовью", с одной стороны, восхищался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в то же время обличал социальные проблемы России, критиковал политику государя и жизнь русских людей.
А что же Гоголь? Какой видел Россию этот писатель и что было для него значимо? Рассмотрим образ гоголевской России в поэме "Мертвые души".
Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы — различным персонажам эпической части "Мертвых душ". Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рассуждать, доедет ли она до Рязани или Москвы— По сути, это вопрос "быть или не быть", рассматриваемый на примитивном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петрушка, "имевший страсть к чтению" и читавтйий все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его Чичиков или нет: "высечь ономожно". Русский народ — это и дворовая девка Пелагея, которая "не знает, где право, где лево", дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинувшуюся повозку Чичикова.
Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах примитивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покорность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России никому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крестьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хозяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государственные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.
В "Повести о капитане Копейкине" особенно ярко изображено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, казнокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, проливавшего кровь за родину.
Таким образом, народ оказывается подавлен системой управления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского характера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части "Мертвых душ" воссоздан идеальный образ народа — воплощение гоголевской концепции русского национального характера. Писатель показывает широту натуры русского человека, вольнолюбие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами ". Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, "богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом"; стойкость и выносливость, "способность привыкать ко всему и ко всякому климату", "живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман...". Трудно не восхищаться качествами русских людей!
Однако тема России у Гоголя связана не только с изображением образа народа. По словам великого Белинского, "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном". Гоголь "глядит глазами всего народа", "чувствует и говорит так", как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в "Мертвых душах" пословицы, поговорки, образы из русских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манилова писатель называет его "ни в городе Богдан, ни в селе Се-лифан", Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре — символ глупости.
Гоголь восхищается русским словом ("вышедшим из глубины Руси") и русской песней, в которой, по мнению писателя, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.
Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в "Мертвых душах", не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее будущем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с "птицей-тройкой", что "ровнем-гладнем разметнулась на полсвета", что "все обгоняет, оставляя позади". Но писатель, обличая социальные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в поместьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал "Мертвых душ" открыт, Гоголь задает вопрос: "Куда несется Русь?" и не может ответить на него... Да и должен ли писатель решать эту проблему? Это дело государственных деятелей, политиков, чиновников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны...
Аксаков назвал "Мертвые души" произведением универсальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что "Гоголь — великий русский поэт, не более; и "Мертвые души" тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение". Нельзя не согласиться, ибо "Мертвые души" — произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой стороны, воплощает богатство духовного наследия, национальных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, "вдохновенной Богом", стать сильнейшим из государств...