Интерес к прошлому России, к ее развитию в 20-30-х годах XX века нисколько не угасает, а возможно, даже возрастает в настоящее время. Новые, не известные ранее факты о реальных событиях, происходивших в ту пору, показывают нам, что многие наши представления о собственной истории были неверны. Россия — страна не только с неизвестным прошлым, но и с непредсказуемым будущим. Мы все больше узнаем о жесточайшей цензуре, о тайной полиции, о концлагеря", в которые ссылались лучшие люди, цвет нации, куда, всего лишь за одно неосторожное слово или незначительный поступок, мог попасть любой человек. Но наиболее значительным открытием стало то, что и в ту ужасную эпоху находились люди, открыто высказывавшие свои мысли, выступавшие с резкой критикой и осуждением существовавшего строя. Этими людьми стали передовые русские писатели, оставившие нам бесценное наследие — свое творчество. Теперь мы имеем возможность в полной мере ознакомиться с этим литературным наследием и почерпнуть из него знания, которые невозможно получить из других источников. Одним из таких смелых писателей был Михаил Булгаков.
Литературное наследие писателя велико и многогранно. Здесь и фельетоны, и юмористические зарисовки, и повести, и масштабные по объему и замыслу романы. Тематика и направленность всех этих произведений различны, но их объединяет одно — способность автора подмечать самые характерные черты, самые "говорящие" детали и выступать с решительной критикой человеческих и социальных недостатков. Да, в общих чертах творчество Булгакова можно назвать сатирой, так как в большинстве его произведений присутствуют критические мотивы, ирония, гротеск.
Довольно часто обращается писатель и к элементам фантастики, которые помогают ему наиболее ярко высветить те или иные качества персонажа. М. А. Булгаков всегда имел острый взгляд, был очень наблюдателен. И всегда был откровенен в своих чувствах — в своей любви и в своей неприязни.
В зависимости от отношения автора менялись и интонации его произведений: о положительных моментах он говорил мягко, иногда "юмористично", даже сентиментально, об отрицательных — сурово, саркастично, желчно.
Да, Булгаков всегда был откровенен, но высшей степени правдивости и искренности он достиг в повести "Собачье сердце", где в ярких красках нарисовал, открыто высказал все, что накопилось в его душе за многие годы. В своем гениальном произведении писатель дает точную оценку ситуации в России после семнадцатого года. Автор не скрывает своего презрения к сословию, оказавшемуся у власти. Он дает понять, что главенствующее положение заняли прослойка "активистов" наподобие Швондера и не способные к созиданию люмпен-пролетарии, которым стал после операции Шарик.
Булгаков показывает всю несостоятельность новой власти, решительно утверждает, что ничего хорошего из такого распределения ролей не выйдет. На страницах повести рисуется нерадостное будущее России: разруха, голод, деградация и постепенное вымирание нации.
Произведение Булгакова оказалось пророческим: прошло совсем немного времени и в результате деятельности нового аппарата власти была уничтожена лучшая часть российского общества — добросовестные, работящие крестьяне. После "раскулачивания" они были сосланы в Сибирь или просто уничтожены, а их имущество и плоды их труда присвоены шарлатанами и пьяницами. Будучи не в состоянии что-либо производить, новые "хозяева" разорили сельское хозяйство и стали причиной страшного голода.
Булгаков показал истинный характер социальных переворотов, настоящую сущность оказавшихся у власти "пролетариев". Рассказывая довольно правдивую и типичную историю о профессоре Преображенском, враче-экспериментаторе, создавшем человеко-пса Шарикова, писатель ставит вопрос о целесообразности подобных преобразований, о целесообразности вмешательства не только в природу отдельно взятого индивида, но и в природу всего общества в целом. Потому что любое насилие, любые совершаемые искусственным путем перемены обречены на крах и несут только зло, страдания и разочарования.
На первый взгляд повесть "Собачье сердце" представляет собой яркую политическую сатиру, направленную против пролетариата. Но на самом деле писатель выступает против крайних, "экстремистских" представителей нового класса, у которых помимо анкетных данных ничего пролетарского, революционного, прогрессивного за душой нет. Не пролетарское, а плебейское стало объектом сатиры Булгакова — низменное, невежественное животное хамство, выдвиженчество в политических кругах. Именно олицетворением таких сил становится в повести домкомовская коммуна Швондера, которая привлекает в свои ряды гомункулуса Шарикова, увидев в нем "своего".
Кроме того, описывая неудачный опыт по превращению собаки в человека, автор старается предостеречь от опасности социальных экспериментов над людьми. К доктору Преображенскому писатель относится с глубокой симпатией, ведь именно он является "цветом интеллигенции", он обладает широтой натуры, врожденной воспитанностью, ироническим и проницательным умом.
Булгаков также разделяет заботу профессора о вековых устоях — о том, чтобы "принимать пищу не в передней, а в столовой", "чтобы не убирали ковер с парадной лестницы", чтобы не гасло электричество, чтобы человек извинялся за то, что вышел в халате и "без галстуха". Именно эти мысли, эти жизненные принципы, по твердому убеждению писателя, характеризуют человека из "лучшего слоя" общества. Такому человеку в повести противопоставляется Шариков — агрессивное, наглое, невоспитанное существо, первыми словами которого становятся: "пивная", "мест нету", "буржуи". Характерно и то, что многие из этих черт мы видим у Швондера и его окружения. Хотя, конечно, не в таком ярком проявлении. Поэтому не случайно как то, что Шариков заинтересовался "буржуйским" домом, Преображенского и решил "все поделить" и навести полный порядок, так и то, что он становится на службу к Швондеру, который, в свою очередь, гордится этим обстоятельством. Но Булгаков, словами профессора, предрекает коммуне совсем не радужные перспективы. Наступит время, убежден он, когда и от Швондера останутся " только рожки да ножки".
Близость автора к образу профессора Преображенского и его взглядам выражается и в том, что он заставляет своего героя осознать и самостоятельно исправить допущенную ошибку. Доктор возвращает Шарикова к первоначальному состоянию.
Научное насилие над природой и человеком безнравственно, оно может привести только к деградации человеческой личности. Точно такого же результата можно добиться и путем социального насилия. Вот вывод, к которому приходит Преображенский и в котором заложен основной смысл произведения. Автор твердо убежден в том, что мир должен развиваться только лишь путем эволюции. Только подчиняясь своей природе, оставаясь верным своей индивидуальности, человек будет свободен. И только в этом случае возникнет общество, в котором все основано на любви, дружбе, приязни и привязанности к собственной истории. Идти против природы — преступление. А писатель призывает нас: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками". К сожалению, шариковское начало оказалось необыкновенно жизнестойким. В нашем современном мире мы все чаще встречаем его "двойников". И все реже — "двойников" профессора Преображенского. Произведения великого русского писателя, удивительно правдивые и злободневные, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Мир его сатиры невероятно живой, яркий, вдохновенный.
Жизнь бьет ключом на каждом сантиметре его "жилплощади", в каждой клеточке созданного им живого организма. Именно поэтому произведения Булгакова будут жить в веках, пробуждать в человеке его лучшие задатки, возвращать "заблудившихся" к их корням, заставлять людей исправлять собственные ошибки.