Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50—70-х годов XIX века.
Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов "В дороге", "Огородник", "Тройка", "Еду ли ночью по улице темной" посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночинства.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом...", ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, "родной сестры" страдающего народа.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди,
Сестра твоя родная!"
Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она — родная всем несчастным и угнетенным.
"В крови... иссеченная Муза" вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий — главная.
К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно "закрывать глаза на совершающееся вокруг", и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии —"Муза" (1852), "Блажен незлобливый поэт..." (1852), "Поэт и гражданин" (1856).
В стихотворении "Муза" Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, "печальную спутницу" "печальных бедняков". Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту.