Для верного понимания и Лермонтова, и его "Героя", надо помнить время и политическую обстановку России того периода."Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "...то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны,
А перед властию — презренные рабы.
"Дума" — поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени". Основная мысль — размышления о судьбах поколения. После поражения декабристского восстания становится невозможной практически любая творческая деятельность. В связи с этим люди боятся репрессий, замыкаются, стараются уйти от жизни в мир дум. Творчество Лермонтова — не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...", "Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть..." и т. д. Но поскольку поколение лишено возможности действовать,
...под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Стихотворение "Дума" продиктовано отчаянием.
Николай 1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения — это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин — типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю", поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос автора.
Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы умом и волей, живой и своенравной головой, и сердцем, "пламенным и нежным", остро переживали эту трагедию.
В размышлениях Печорина навязчиво звучит мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: "Богатыри — не вы", обращенные к сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал:
Печально я гляжу на наше поколенье:
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
Печорин — это плод воображения самого автора, и как любой автор, волей или неволею через своего героя выражает свои сокровенные мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся. Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта — особенность его внешнего облика.
Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет.
В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова "Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит".
В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его "демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому — смелость, с которой он бросал в лицо "свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего времени".
Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя. Лермонтову это было крайне неприятно.
В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
Однако роман все-таки был отчасти автобиографичен. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) — прообраз мужа Веры.
Но что же выделило Лермонтова из серой череды Печориных? Что давало Лермонтову силу, что помогло ему стать великим поэтом и писателем?
Высокая "странная" любовь к России озарила короткую жизнь Лермонтова и сделала его великим. Именно она – эта любовь, сделала Лермонтова не жертвой, а настоящим героем своего времени.