Мне жизнь все как-то коротка.
И все боюсь, что не успею я свершить чего-то.
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов всегда был чужим в высокосветских кругах России — там его не замечали до самой смерти, но его именем открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай I, жестоко расправившийся с декабристами, стремился искоренить их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов.
Неслучайно, мотивы избранничества и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения — это "тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз"!
Печорин — типичный герой 1830-х годов, и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю"! Поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос автора.
Конечно, Лермонтов — натура исключительная, но что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы "умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро переживали эту трагедию.
О прототипе Печорина не упоминается, он — плод воображения автора, а любой автор вольно или невольно через своего героя выражает сокровенные мысли, свою жизненную позицию. Изображая Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах нарисовал собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта — особенность его внешнего облика. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет.
Если романа еще никто не читал, зачем Лермонтову в предисловии к первому изданию язвительно высмеивать попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем? Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. Однако на мой взгляд, роман все-таки был отчасти автобиографичен и сам Лермонтов это отлично понимал. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) — прообраз мужа Веры.
В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его "демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таким был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти.
И хотя поэт не отделял себя от больного поколения "эпохи безвременья", Печориных было большинство в молодом поколении 1830-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому — смелость, с которой он бросал в лицо палачей свои стихи, облитые злостью и горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего времени".
Между Лермонтовым и его поколением существовал трагический конфликт, приобретавший философское осмысление. Что же давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта для этого мало. Силу черпал он в родной земле, в своей любви к Родине. Хотя в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах на протяжении длительного промежутка времени, нет ни слова о России, но все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим.
Философские обобщения и попытка проследить глубинные связи народного характера соотечественников приводят его к неутешительным выводам. Уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: "Богатыри — не вы", обращенный к сверстникам поэта. О своих современниках Лермонтов писал:
Печально я гляжу на наше поколенье:
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Лермонтов имел право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
"К добру и злу постыдно малодушны", — вот приговор Лермонтова. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли плодовитой...", нет М. Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов — настоящим его героем.