Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1)

Школьное сочинение

В чем заключается счастье человека? Этот вопрос всегда волновал людей. На этот вопрос пытались дать ответ многие русские писатели, в том числе и Н.А. Некрасов. Его герои пытаются ответить на этот вопрос.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" показывает нам образы русского народа. Ее сюжет строится на том, что семь временнообязанных крестьян решают отправиться на поиски счастья. По мере развития сюжета намеченный странниками путь меняется, как меняется и их представление о счастье. Они поняли, что искать счастье надо там, где живут "по совести" и имеют свободу и богатство в собственной душе, именно крестьяне, чье положение можно по праву назвать рабским, ощущают себя по-настоящему свободными, богатыми, сильными, ибо "сила народная" —это "совесть спокойная" и "правда живучая"! Образы помещиков — ограниченных и жестоких деспотов, превративших свои деревни в Неелово и Разутово, резко контрастируют с широтой и высокими нравственными идеалами крестьянской души, Яким Нагой и Ермил Гирин, сердца которых открыты для любви и сострадания к ближнему, типичные представители русского народа" Некрасов с особой теплотой описывает крестьянские нравы, сильные и слабые стороны характера русского мужика. При этом, позт не идеализирует своего героя, он знает, как любит мужик разгуляться, затянуть "веселую", выспаться после пьянки и драки в канаве. Крестьянину не чужда грубость, неотесанность, упрямство:

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь —

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Мужик необразован и безграмотен, но он, тем не менее, мудр своей особой, мужицкой мудростью. Он не лишен хитрости, смекалки, находчивости. Таков Клим Яковлевич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы смягчить тяготы крестьянской жизни.

Полка горечи, тягот, лишений и судьба русской женщины — крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. В непосильном труде проходит ее жизнь, но никакие удары судьбы не могут сломить ее. Мужская выносливость и стойкость органично соседствуют в ее душе с чисто женской нежностью, лаской, способностью любить и прощать.

В конце поэмы Некрасов знакомит нас с новым типом человека. Этот человек — Григорий Добросклонов, тот избавитель, которого неосознанно ждет русский народ, Он принадлежит будущему, смело смотрит вперед, чувствует "в груди своей силы необъятные", а в душе народа видит "искру сокрытую", которая вот-вот возгорится в пламя. Он верит в мощь и силу родной Руси:

Ты и убогая.

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная.

Матушка Русь !...

Образ народа изображен и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Он критиковал не отдельные недостатки разных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры.

В сказках писателя отражаются многие "болезни" русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мадоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа.

Первой сказкой писателя была "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Начинается она традиционно для русских сказок: "Жили да были два генерала,.." Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове. И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Глупые генералы раньше даже не представляли себе, "что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на., деревьях растет". И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязали его к дереву, "чтоб не убег". Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему "от щедрот своих" крохи со своего стола. Щедрин любуется силой и выносливостью мужика, которые для него так же естественны, как его беспримерная покорность и полный идиотизм.

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке "Коняга" он сочувствует и сострадает коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время, как его братья — "пустоплясы", весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и "пустоплясов", и это нашло отражение в его чудесных сказках.

Н.А. Некрасов в своем произведении показывает читателю дореформенную и после реформенную картину России. И читая это произведение я пришел к выводу, что освобождение крестьян без не принесло им счастья. И поэтому, как пишет Некрасов:

Рать поднимается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!