Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.
Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян "в понятии "жизнь" всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы". Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва "серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:
Уж я сноп-то нажала,
Алой лентой первязала;
Другой сноп нажала,
Голубой первязала.
В другой песне говорится, что "девушка траву жала" "серебряным серпочком", а у этого серпочка была "золотая ручка".
Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме лн^бви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет "сельской красавицы", которая должна быть "истонка-высока", "избела-бела", "без румянец румяна", "без платья толста", "без башмаков высока". В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других "ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой".
В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: "родной батюшка", "родная матушка", "дорогие подруженьки", "соколик ясный". С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:
Ах ты, душечка, удаленький молодчик,
Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,
На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?
А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: "сердце-лапушка, сударушка моя".
Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает "залетную птицу" к "дружку милому", чтобы она рассказала о ее "большом несчастье":
Отдают меня младую
На чужую дальнюю сторонку,
На чужую сторонку,
Не за милого дружка.
Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на "горькую долю молодецкую", если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях "отчаянного веселья".
Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.