Тема дороги, пути в поэмах "Мертвые души" Н. В. Гоголя и "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова

Школьное сочинение

Поэмы "Мертвые души" и "Кому на Руси жить хорошо" помимо жанрового имеют и другие сходства. Одним из них является сходство

композиций поэм, основанных на путешествии главных героев. Оба автора хотели написать произведения, в которых бы отображалась реаль жизнь на Руси во всем ее разнообразии. "Какой огромный, оригинальный сюжет!... Вся Русь явится в нем", — писал Гоголь в начале работы над "Мертвыми душами". И семеро мужиков — временнообязанных идут искать по Руси, "кому живется весело, вольготно". Таким образом, оба сюжета завязаны на путешествии, что позволяет более разнообразно показать жизнь разных людей.

Путники Некрасова увидели и "ярмонку", со всей ее пестротой и мно-гоголосицей, и сенокос, и "пир на весь мир", побывали в деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно "подчиняются" всем прихотям выжившего из ума помещика (глава "Последыш"); в другой, затерянной в лесах, наоборот, никому не хотят подчиняться ("Савелий, богатырь святорусский"), увидели множество разных людей: помещиков и их верных слуг, крестьян-предателей (таких, как Глеб) и честных людей (Ермил Гирин, Влас), народных заступников и бунтарей (Савелий). Странники выслушали и горестный рассказ "счастливицы" Матрены Тимофеевны. Но к выбранной цели они так и не приблизились, поэтому путь их бесконечен.

У Гоголя Чичиков не ищет счастливого, не ищет истину. Его заставляет путешествовать по окрестностям города NN личная выгода, стремление скупить души умерших крестьян, которые еще не учтены в "ревизских сказках". Он сталкивается, в основном, с помещичьим сословием: от Манилова до Плюшкина. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же как и его цель. Чичиков, этот талантливый по-своему человек, растрачивает свои способности впустую. Жадность и желание обогатиться движут им. Может быть, поэтому и путь Чичикова не прямой. Дорога все время поворачивает, заводит его не туда, куда ему нужно. Вспомним, как он попадает к Коробочке. Заблудившийся герой сбился с пути. Эта сцена символична: жизнь Чичикова напоминает сбившегося с дороги путника. Не следует забывать также, что Гоголь хотел показать в последующих томах перерождение главного героя, его моральное исправление.

На нить дороги в обоих произведениях как бы нанизываются бусинки-фрагменты жизни русского народа. И нить эта, как и дорога, бесконечна. Поэма Гоголя открывается началом пути П. И. Чичикова: "В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..."; и у Некрасова "на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков..."

Герои обеих поэм по пути встречают .не только людей, они видят и окружающую их природу. Вот описание дороги из "Кому на Руси жить хорошо":

Широкая дороженька,

Березками обставлена,

Далеко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землей...

Или:

...Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!...

Здесь, как мы видим, изображение дороги является пейзажной зарисовкой.

Другое описание встречаем мы в "Мертвых душах":

"Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему

обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор..."; или:

"Счастлив путник, который после длинной... дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками... видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками..." В поэме Гоголя пейзажные зарисовки, как правило, предваряют дальнейшее повествование: это либо описание очередного помещика, либо лирическое отступление. Так, размышление о счастливом путнике, наконец попавшем в родимый дом, предшествует размышлению о двух типах писателей. Один выбирает путь, на котором его ждут почести и лавры, внимание публики. Другой не ищет славы, он честно описывает все мерзости жизни, бичует общественные недостатки. Такой путь тяжел, но он единственно правильный. Интересно, что именно это лирическое отступление в "Мертвых душах" вдохновило Некрасова. Он создал стихотворение, посвященное памяти Н. В. Гоголя, в котором в поэтической форме переложил содержание этого лирического отступления ("Блажен незлобивый поэт"):

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства...

Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений...

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Оба произведения остались незаконченными, и, по-моему, путники Некрасова нескоро еще "в домишки воротятся и с женами увидятся, и с малыми ребятами", потому что понятие "счастья" у всех разное, да и есть ли на самом деле счастливые люди на Руси? Некрасов отвечает на этот вопрос утвердительно. Гриша Добросклонов, народный заступник, с которым странники так и не встретились, должен был примирить странников, ответив на их вопрос. "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творится с Гришею". Для Некрасова счастье — это бескорыстное, бескомпромиссное служение Отечеству, народу. И именно такой герой изображен поэтом в главе "Пир — на весь мир". И несмотря на то что путешествия Чичикова и семерых мужиков так и не закончены, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси. Но главный вопрос так и остался без ответа:

"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа".