В музее Есенина, в бревенчатом с голубыми ставнями домике, где родился поэт, среди сотен отзывов посетителей есть и такой: "Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к родине. Она дарит счастье открытий". Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи так нравятся людям, почему они трогают душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы? Потому что в своих стихотворениях поэт затрагивал близкое и понятное каждому: любовь, природу, родину, — и делал это с поистине народной стихотворной мелодичностью.
Сергей Есенин родился в деревне, и его первыми произведениями были частушки для деревенских девушек. "Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали колыбелью его поэзии. Здесь он начал учиться, мыслил и читал "по Библии ветров", здесь он навсегда подружился с русским густым лесом, широким полем, прозрачной речкой, с "зеленокосой, в юбчонке белой" березой и старым кленом "на одной ноге". Мир народных образов окружал поэта с первых дней его жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озера — вся красота родного края отразилась в его стихах, полных любви к родине:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,—
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В Спас-Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале "Слово о полку Игореве" и полюбить его. Он знал наизусть отрывки из "Калевалы", стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки "песенного слова" в народном творчестве. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее печали и радости, церковный благовест, покосившиеся избы, веселый девичий смех. Все стихи поэта, от певучих и нежных стихов о "стране березового ситца", ширине степных раздолий, сини озер, шуме лесных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к Родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
И он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси — все это отразилось у поэта в задушевных и светлых, скорбных и гневных строках. Поэт видит все бедствия народа, что происходит на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра. Эти мысли неотступно тревожат его сердце:
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты — русская боль.
Есенин знает, что жизнь крестьян часто неустроенна и безрадостна, что их судьба тяжела. Уже в ранних его стихах — боль, тревога, печаль, нет одного — равнодушия. И эти чувства не только в стихах, они присутствовали в мыслях, в поступках поэта. Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, но "с крестьянским уклоном". Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни остается прежней, какой он ее однажды выбрал, — это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживает болезненно. Новая деревня кажется ему чужой, в ней он видит конец истинно сельского уклада жизни, вот и называет себя "последним поэтом деревни". Но, несмотря на это, он не переставал повторять: "Я очень люблю Родину". И молодому поэту советует: "Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдешь — пан. Не найдешь — все псу под хвост. Нет поэта без Родины!" Суров, печален и правдив рассказ Сергея Есенина о родине в годы военных невзгод в стихотворении "Русь":
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Для крестьянской Руси война была непоправимым бедствием. Сколько русских людей погибло, не вернулось в отчий дом с войны. В поэме "Анна Снегина" поэт говорит, что "…война мне всю душу изъела". Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий дом стороной. Но беда пришла:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Война — человеческое горе. Поэтому Есенин всей душой переживает за родную землю. В его стихотворениях ясно слышится голос народного гнева. И поэт всем сердцем хочет помочь России взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому стихи его звучат как клятва верности Отчизне:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Для творчества Есенина характерно также отношение к родине, как к живому существу, способному страдать и веселиться:
…А Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора…
Тема родины занимает центральное место в творчестве Есенина. От пейзажных зарисовок, описаний быта рязанской деревни поэт переходит к осмыслению судьбы России, которая переживается им на глубоком личностном уровне.
"…В Есенине жила красивая гипотеза России. Как сейсмограф, он уловил колебания времени. Россия кричала в нем, кричала им и через него. Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране. По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему. Как никто, он чувствовал несовершенство мира, переживал это несовершенство, как свою глубоко личную трагедию", — так о поэте говорил Е. Винокуров. И так может сказать о Сергее Есенине каждый, кому близки его стихотворения, кто над страницами его поэтических сборников так же сопереживал судьбе своей Родины.