"А зори здесь тихие…" Найдется ли в России кто-нибудь, кому ничего не скажут данные слова? По-видимому, это человек, сумевший запамятовать о разорвавшем тишину грохоте танков, реве военных самолетов, стонах умирающих. Данные слова — продолжительное повествование о минувшей войне; войне, сломавшей жизни миллионов простых людей. Эти слова рассказывают нам о людях, самоотверженно и беззаветно защищавших любимую родину и без сожаления отдавших за нее свои жизни. Созданная на основе подлинных событий, сочиненная простым воякой, повесть Васильева превратилась в "книгу памяти" для всего русского народа. "Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями…" — так заявляет сам автор. Немало людей испытало и ощутило на себе то же, что и он. Собственно поэтому, люди помнят и любят книги Бориса Васильева, смотрят с удовольствием и не один раз кинофильмы, снятые по сценариям его произведений. История, произошедшая с пятью девушками-солдатами и их старшиной, так близка людям еще и благодаря тому, что все мы не забываем о той цене, которую заплатила наша страна за великую победу.
Я долго не могла перестать плакать после того, как прочитала книгу Бориса Васильева. Не знаю, кого я жалела больше — молоденьких девчонок или бывалого Васкова. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич – все они погибли за Родину, а значит, за то, что любили. У каждой из них была своя судьба, у кого-то счастливая, у кого-то нет, но война сломала их жизни, заставила взять в руки оружие, пойти против своей природы. А они мстили ей, бездушной, кровавой войне; мстили, как умели или, вернее, как она сама их научила. У красавицы Жени враги отняли семью, ее поддержку и опору. Рита потеряла любимого мужа, но всепоглощающая ненависть к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила. Лиза Бричкина — девушка, которая всю жизнь провела в ожидании счастья, до конца верила, что найдет его. Война помешала ее планам, и вместо счастья Лизу ждала смерть. Жизнь Гали Четвертак – одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте". Соня, предпочитавшая танцам чтение, компаниям одиночество, на войну попала случайно и умерла тоже случайно.
Федот Васков, бывалый солдат и просто храбрый мужчина, остался один с чувством вины за смерть молодых женщин. Он, как никто другой, понимал, что место девушки не на поле боя с автоматом, а дома с детьми. Поэтому так болело у него сердце, так хотел он отомстить немцам и всему свету за смерть этих девчонок. Стоили их жизни "десятка фрицев"? Конечно, нет, ничто в мире не стоило. Но у войны свои законы и свои ценности.
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не воспринимаются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых—восьмидесятых годов заострила существенные для жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, исторической памяти. В этих книгах происходят утверждения тех нравственных норм, без которых нет и "мирной жизни". "От умения жить достойно очень многое зависит в наше тревожное время", — считает Б. Васильев, один из лучших авторов лейтенантской прозы. Все, о чем писал автор, — не понаслышке. Васильев добровольно ушел на фронт после окончания школы. Был лейтенантом. Писатель видел, как на войне не просто гибнут солдаты. На войне убивают не людей вообще, а человека. Живого, теплого, думающего. И вполне конкретного: со своей фамилией, именем, любовью и радостью. Все свои чувства, мысли Васильев передал в повести. Автор хочет, чтобы люди другими глазами посмотрели на мир. В годы Великой Отечественной войны мы потеряли несколько миллионов человек. К этому прибавим любовь, которая недолюбила; мечты, которые недомечтали; песни, которые недопели; детей, которые не родились.
Из всех произведений о Великой Отечественной войне эта повесть произвела на меня наибольшее впечатление. Она помогла переосмыслить роль женщины и вообще любого человека на войне. Героев толкали на фронт разные чувства, но одно у них было общее – огромная любовь и уважение к Родине. Надеюсь, что тот ужас, который пережили люди, прошедшие войну, никогда не придется испытать их детям. Хочется верить, что и в наше время есть истинные патриоты, готовые отдать жизнь за клочок своей России. Сороковые годы — роковые в нашей истории. Россия была не подготовлена к войне. Подготовленных мужчин было мало, и в бой шли женщины и дети. Правительство не обеспечивало материально людей. Люди без крова, без семьи, голодные. Это страшная картина.
Мне пришелся по душе конец повести — он не совсем трагический. Писатель дает нам понять, что добро неизменно одерживает победу над злом, что осталась еще надежда на избавление. Девушки погибли, однако уцелел старшина Васков, который растит и воспитывает сына Риты. Именно они и поведают эту драматическую историю будущему поколению. И имена этих смелых и мужественных, сильных духом девушек навечно сохранятся в памяти народа как имена героев Великой Отечественной войны.