Тема деревни никогда не была безразличной русским писателям. Со времен А. Н. Радищева и А. С. Пушкина она была для них источником вдохновения и раздумий, надежд и страданий. Крестьянин, его духовная жизнь, его быт и заботы широко представлены в произведениях классиков русской литературы: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, И. А. Бунина и других. В XX веке приход в литературу писателей-народников был обусловлен общественно-историческими и социально-экономическими причинами, пробуждавшими в людях стремление к свободе, к защите человеческого достоинства и самоутверждению, к независимости от предначертанной судьбы. С приходом этих писателей в русской литературе появились и новые герои — люди из простого народа, появились новые характеры, новые элементы народного языка и фольклора. Чаще всего писатели-"деревенщики" работали в жанре прозы, так как именно она, с ее тяготением к анализу и обращением к рациональной стороне человеческой психики, была созвучна исторической эпохе, формировавшей у людей волевое, действенное начало.
В литературе 50-80-х годов ХХ века все чаще поднималась тема народной жизни в послевоенные годы, особенно ярко эти вопросы освещались именно в произведениях писателей-народников. "Деревенской" принято считать прозу, так или иначе связанную с темой деревни, с проблемами обычных русских людей, простых тружеников земли. Писатели-"деревенщики" В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, В. Щукшин, Ф. Абрамов и многие другие старались провести глубокое исследование жизни деревни, углубиться в разные периоды ее исторического развития. В их произведениях раскрываются сложнейшие социальные и нравственные проблемы деревенской жизни. Героями таких произведений становятся люди самых обычных профессий, которые ежедневно, ежеминутно в своем труде совершают самый великий подвиг — строят счастливое будущее своей страны.
Литература о деревне — явление довольно сложное и многогранное. Она вплотную связана с историческим прошлым народа, с изменениями не только в социальном, но и в духовном мире людей. В-годы советской власти как никогда остро встала проблема сохранения от забвения векового уклада деревенской жизни, ее нравственной культуры. Реализовать эту потребность и стремились писатели-"деревенщики" в своих произведениях. Напряженность интереса к деревне была связана и с формированием ее нового уклада, "совершенно новых социальных фигур и типов, новых для человечества", — председатель колхоза, бригадир, колхозник, в которых "наиболее трудно и сложно сосуществует прошлое и настоящее". Так называемая "деревенская проз"" острее других почувствовала "нарушенное равновесие между городом и деревней" и стремилась найти истоки этого, восстановить утраченную гармонию.
Описывая нелегкие испытания и трудности, выпавшие на долю русского народа, писатели обращались к народным истокам гуманизма, мужества, нравственности, национальной духовной культуры. Писатели-народники, по словам Н. В. Шелгунова, "носили эту жизнь в себе, как носили в себе русский мир, жили они в нем, и, когда нужно было говорить об этом мире, они не творили, не измышляли, не сочиняли, а просто рассказывали то, что сами перечувствовали, перестрадали, вынесли и видели. Тут, если хотите, не процесс творческого измышления, а сама жизнь". Эти писатели заставляют нас задуматься не только о судьбах русского крестьянства в прошлом, но и о его настоящем и будущем. В своих произведениях они создают образ крестьянина — носителя внутренней "свободной" энергии, поднимающей его над действительностью, делающей его готовым для классовых драк или даже их участником. Сознание таких героев занято не узкобытовыми вопросами, а проблемами общественно-исторического значения.
Ярким представителем писателей-"деревенщиков" является Федор Абрамов, которому были хорошознакомы не только крестьянский быт, деревенские нравы, но и само время — жестокое, опасное, калечившее людей. Абрамов пытался художественно осмыслить все, что происходило с людьми, с народом на протяжении длительного исторического периода. Его произведения, его герои поражают горькой правдой жизни, картинами трагического влияния времени на отдельного человека и на весь русский народ. Боль за происходящее в деревне поглощает все остальные чувства писателя. О чем бы ни говорил Абрамов, его сердце непременно остается с людьми, выросшими на земле, впитавшими в себя всю прелесть русской природы. Для них, как и для автора, деревня, земля остаются самым родным, близким и важным в жизни. Земля, труд на ней являются для крестьян источником настоящего счастья. Но земля приносит им и серьезные трудности и испытания. Так, Федор Абрамов в своих произведениях показывает, как диктатура людей; не понимающих и нелюбящих землю, губит деревню. Писатель говорит о том, что если и выживет деревня, то только за счет великих духовных сил крестьян и характера, словно вышедшего из самой Русской земли.
В лучших романах писателя ("Братья и сестры", "Пути-перепутья", "Две зимы и три лета") воссоздается тот исторический путь, который прошла деревня с начала Великой Отечественной войны и до наших дней. И если в военные годы люди сознательно отказывали себе во всем, мобилизовали все силы, надеясь, что вскоре счастье и достаток вернутся и жить станет легче, то после окончания войны они оказались перед еще большей проблемой. Людям нелегко было разобраться в причинах послевоенной неустроенности. Снова понадобилось страшное напряжение сил, чтобы поднять из пепла разрушенное хозяйство страны. И снова вся надежда была только на них — на тех, кто никогда не оставит родную землю.
Безграничное уважение к нелегкому крестьянскому труду присуще не только романам Ф. Абрамова, но и его повестям и рассказам. Так же, как и другие писатели-"деревенщики", Абрамов заставляет нас глубоко задуматься над всеми сложными и противоречивыми социально-экономическими процессами, которые происходят в жизни колхозной деревни. И все же, при всей безграничной любви автора к деревне, при всей его заботе о судьбах крестьян, он в своих произведениях не ограничивался описанием сельской жизни с ее проблемами. На деревенском материале он старался поднимать общегосударственные и общечеловеческие проблемы, находить пути их решения. Одним из ведущих мотивов творчества Абрамова становится поэтизация труда как высшей человеческой радости. Именно поэтому человек-труженик выступает у него во всей сложности и драматичности своего существования. Каждый его образ (персонаж) уникален, обладает поразительной национальной самобытностью и индивидуальной неповторимостью. Именно такими предстают перед нами главная героиня повести "Пелагея", Лиза Пряслина из романа "Братья и сестры", Евдоким Поликарпович Подрезов из "Путей-перепутий". Горе и трудности не сломили этих людей, а, наоборот, заставили поверить в свои возможности, удвоить или утроить силы, показать пример наивысшей самоотверженности и героизма. Герои Абрамова не щадят себя, делят с односельчанами и труд, и нужду, и горе. И только благодаря своему уму, находчивости, бодрости духа, умению работать выходят победителями из любых жизненных ситуаций и трудностей.
Восхищаясь героями произведений Абрамова, сознавая величие их характеров и богатство внутреннего мира, мы, тем не менее, видим, что писатель сожалеет о гибели русской деревни, которая во все времена дарила миру лучших людей. Села умирают, отдав все лучшее, все народные традиции и обычаи отдельному русскому человеку. Гибель деревни заставляет задуматься о своей душе, об окружающем мире, о том, как мы можем изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему.
Федор Абрамов призывает нас увидеть красоту родной земли, красоту окружающего мира и попытаться сохранить ее. С мотивом сохранения красоты мира связаны и мысли о прошлом, будущем и настоящем. Отсюда — вечные вопросы жизни и смерти, смысла человеческого существования и предначертанности судьбы, которые звучат во многих произведениях писателей-"деревенщиков".
Говоря о тематике произведений писателей, ставших выразителями лучших нравственных ценностей русской деревни, следует сказать, что при всей непохожести можно выделить главное, что их сближало. Это гражданская отзывчивость на запросы времени, общая концепция народного характера, проникнутая верой в народ, но свободная от его идеализации.