Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (3)

Школьное сочинение

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо,..

Гете

Вершиной творчества Михаила Афанасьевича Булгакова стал роман "Мастер и Маргарита", в котором основную философскую линию составляет тема добра и зла, их противоборства и их взаимосвязи.

Добро и зло.. Сколько существует мир, столько существует спор между "тьмой" и "светом", между положительным и отрицательным началами. И все это время люди стараются разграничить эти понятия. Отделить одно от другого, противопоставить. Но потому-то и продолжается этот спор вечно, что невозможно провести границу, не существует исключительного добра и исключительного зла. Осмыслить еще раз эту проблему — в новом, неожиданном, своеобразном ключе — решился и автор романа "Мастер и Маргарита".

События, описанные в романе, разделены во времени и пространстве. Но они объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее. Искали эту истину библейские герои: Понтий Пилат — прокуратор Иудеи "в белом плаще с кровавым подбоем" и подсудимый Иешуа. Прокуратор ассоциируется с жестокостью и хладнокровием. Да и сам он называет себя "свирелым чудовищем". Но Иешуа обращается к нему без злобы и страха: "Добрый человек! Поверь мне..." Ни на секунду не отступая от своих жизненных убеждений, этот смелый человек утверждает, что "...злых людей нет на свете, есть люди несчастливые", что "рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины". Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа, но совесть всегда будет мучить его, потому что он понимает, что Иешуа прав. Прокуратор чувствует превосходство духа нищего философа над собой, великим властителем людей. Философия угнетателя оказывается беззащитной перед высшей правдой и гармонией мира.

Пилат поставлен перед выбором: пойти по пути зла и сохранить карьеру или отстоять добро, сохранить свою душу и совесть чистыми. Такой выбор жизнь ставит перед каждым из нас, перед всем человечеством. И ошибаются те, кто стремится избежать необходимости сделать этот выбор, потому что справедливость рано или поздно восторжествует и зло будет наказано. "Все будет правильно, на этом построен мир"., — утверждает Воланд. В романе Воланд — специалист по черной магии, то есть по злу. Именно он обладает правом наказывать людей, творящих зло. По его решению Берлиозу отрезает голову трамвай, Иван Бездомный попадает в психиатрическую клинику, Лиходеева вышвыривают из собственной квартиры, финдиректора Римского превращают в жалкого запутавшегося старика, буфетчик, торгующий "осетриной второй свежести", умирает от рака. Воланд просвечивает человечество, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры царящего в нем зла. На его балу нескончаемой чередой проходят "короли, герцоги, кавалеры, самоубийцы, висельники, отравительницы и сводницы, тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изгнанники, безумцы, сыщики, растлители". И каждого из них ждет своя участь, неминуемое наказание за грехи и зло. Вражда, распри, недоверие к людям инакомыслящим, зависть и жадность господствуют в мире. И Воланд обнажает сущность всех негативных явлений в обществе, показывает в истинном свете все скрытые пороки человечества.

Всему этому злу в современном мире пытается противостоять Мастер, трагическая судьба которого во многом пересекается с судьбой Иешуа. Мастер также подвергается великим испытаниям за попытку написать роман об Иисусе. Его единственным стремлением было напомнить людям о проповеди добра и любви. Он уверен в том, что все люди не могут стать добрыми и что им нужно прощать обиды. Мастер пока не постиг высшей правды, но его вера в то, что "рукописи не горят", если это честные книги, дает ему право на понимание в'будущем высшей правды и гармонии мира.

Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет события романа о Иешуа и романа о Мастере. Но проблемы, возникающие в библейском и современном мире, не меняются. Философские раздумья о добре и зле присутствуют в спорах Пилата и Иешуа и разговорах Воланда с обывателями. Таким образом, автор утверждает, что проблемы эти актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной связью.

Воланд в романе Булгакова не вносит в мир зла, а только судит его. Зло приходит через самого человека. Точно так же только через человека приходит добро — Иешуа не вносит в мир добра, а лишь отстаивает его своим поведением. Ни Воланд, ни Иешуа не вмешиваются в дела и поступки людей. Они являются только своеобразными "индикаторами" этих поступков. Добро или зло совершают сами люди. Только люди делают этот неизбежный выбор в своей жизни. Понтий Пилат в свое время делает свой выбор, но Маргарите жаль его, она готова вмешаться в его судьбу, так же как в судьбу несчастной Фриды или в судьбу Мастера. Потому что она изначально выбрала добро. В ее сердце живет милосердие. То же милосердие руководит и женщиной в зале, которая, глядя, как Жоржу Бенгальскому отрывают голову, кричит: "Ради бога, не мучьте его!" И толпа, которая вторит ей: "Простить! Простить!", тоже проявляет милосердие. Но такая же толпа в свое время потребовала от Пилата казни Иешуа. "Ну что же... — говорит Воланд, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних".

Маргарита защищает добро, но ей противостоит организованная система зла, сопротивляться которой в одиночку невозможно. Для того чтобы победить мир, который "во зле лежит", Маргарите необходимо что-то сверхъестественное. И она заключает договор с дьяволом — становится ведьмой. Этим она искажает саму человеческую природу — но это ее плата за стремление победить в мире зла.

Погибнуть героине не дает лишь ее самоотвержение, ее способность к предельному самопожертвованию. Она готова погубить душу, чтобы только спасти Мастера. И она спасает свою любовь. Но теперь ей предстоит пройти очищение огнем и смертью. Маргарита приносит жертву во имя любви. Мастер также жертвует собой — ради того, чтобы дать жизнь своей книге. Этим автор утверждает главную истину — свершение блага, добра невозможно без творческого участия зла, добро и зло составляют единое целое, которое и носит название "жизнь". Они вместе образуют порядок — ту самую правильность, справедливость, о которой говорил Воланд. Вот почему Воланд и Иешуа всегда будут следовать в сознании людей рядом — как полюсы единого мироздания. Выбирая сторону Иешуа, человек заслуживает свет, на стороне Воланда — тьма. Но всех их ждет "жизнь вечная".

Левий Матвей, до конца следующий за Иешуа, так же вечен, как гости на балу у Воланда. Только сам человек способен отличить добро от зла, и в этом заключается его свобода и его ответственность. Но являясь властителями в своей сфере: Иешуа — в сфере добра, Воланд — в сфере зла — обе стороны способны мерить людей только своими мерками. Поэтому Иешуа никогда не осуждает зла, отстаивая добро, так же как и Воланд не борется с добром, а осуждает и высвечивает только зло.

Создавая свое произведение, Булгаков стремился показать людям, насколько ошибочно и даже опасно недооценивать зло, точно так же, как слишком прямолинейно истолковывать взаимоотношения с добром. В таком истолковании проблемы добра и зла, как универсальных принципов бытия, с которыми имеет дело человек, автор "Мастера и Маргариты" ближе всего стоит к философии К. Г. Юнга с его предупреждением относительно необоснованного оптимизма христианской доктрины о человеке и Боге.

Роман М. А. Булгакова удивительно сложен и многогранен. Он стоит вне пределов одной темы или одной эпохи. Он вечен, потому что вечны не только вопросы, затронутые автором — борьба добра и зла, поиски высшей истины, — но и вечна любовь, соединившая его героев. Даже человек, который не верит ни в Бога, ни в дьявола, ни в чудеса, читая произведение великого писателя, начинает остро ощущать реальность его персонажей: Воланда и Понтия Пилата, Иешуа и Мастера, Маргариты и Берлиоза и целой вереницы других, ярких, живых персонажей, которым подарил вечную жизнь гений М. Булгакова.

Близкие по названию сочинения: