Поэт Константин Симонов в стихотворении "Родина" говорит о том, что наряду с "большой родиной" — всей страной — у каждого человека непременно есть и своя "малая родина" — та, "какой ее ты в детстве увидал". По глубокому убеждению поэта, эти два понятия не исключают, а взаимно дополняют друг друга, так как в "малой родине" неизменно видны "приметы всей земли", которая для всех одна. Именно в такой единый и неделимый образ сливалось понятие Родины в сердце Сергея Есенина, где образ родных с детства рязанских полей ("Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных") соединяется с тревожным предчувствием происходящих в стране перемен ("С каждым днем я становлюсь чужим и себе и жизнь кому велела. Где-то в поле чистом, у межи оторвал я тень свою от тела").
Творческий путь Есенина начался в среде новокрестьянских поэтов. До Октябрьской революции 1917 года он уже сформировался как большой оригинальный поэт, здоровые начала лирического мироощущения которого брали верх над чуждыми его подлинно народной поэзии воздействиями окружающей литературной среды. "Крестьянская тема" в его творчестве сразу стала темой национальных судеб, образы деревни — образом России, родины.
Какой же путь вместе со своей родиной, со своей Россией и со своей Рязанью прошел герой Есенина? Как судьба родной страны отразилась на жизни и творчестве поэта?
На эти вопросы можно найти ответ в самой поэзии С. Есенина:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
Стихотворение "Гойты, Русь, моя родная..." (1914), одно из ранних стихотворений Есенина, выражает трепетную любовь автора к родной земле, восхищение бескрайними русскими просторами. С тем же светлым, теплым чувством говорит поэт о своей родине и в стихотворении "Мой путь", написанном в 1925 году, последнем году жизни.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Именно в деревне он научился "слушать песни дождей и черемух", научился любить "братьев наших меньших".
В его сердце с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее печали и радости, церковный благовест, покосившиеся избы, сельская техника и веселый девичий смех. Там же, в этом милом сердцу краю, поэт осознал самого себя частью общего гармоничного строя жизни. С родными русскими полями слился воедино и душой и телом:
Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
"Поэтом бревенчатой избы" часто называли Сергея Есенина. "Крестьянским поэтом" осознавал себя он сам. Но не только деревня была воспета в его поэзии. Через образы сельской дороги, гроздьев рябин, "красного вечера", "избы-старухи" выразилась огромная любовь Есенина ко всей Руси: к "полевой России", к "России-матери", к "бедной, нищей Руси" и к Руси "воспрянувшей". Вместе со своей родиной поэт любил и страдал, вместе с ней взрослел, узнавал жизнь. И как бы сложна ни была эта жизнь, какой бы горечью за родную землю ни звучали его стихи, он всегда с уверенностью заявлял:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая.
Дайте родину мою".
Любимая и родная "страна березового ситца" была для Есенина больше, чем рай. Она была частью его самого.
Известный русский актер В. И. Качалов говорил о том, что за границей С. Есенин возил в своем "американском чемодане" "горсточку русской земли". Может быть, отчасти поэтому "так явственно сладко и горько" от есенинских стихов "пахло родной землей".
Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины порождала тоску и боль в его сердце и поэзии. Свои чувства лирический герой выражает непосредственно, эмоционально обостренно:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Искренняя любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных переживаниях и настроениях, придавала его произведениям неповторимое звучание, которое всегда можно различить в музыке русской лирики.
В поэзии Есенина — подлинно русские образы и картины, живая народная речь, поистине "русский дух" и "Русью пахнет":
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы, лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
В каждом произведении поэта, в каждой строчке мы видим, слышим и чувствуем краски, звуки, запахи полей, лугов, лесов. Вся красота родного края — и костер зари, и плеск волны, и серебристый блеск луны, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — отразилась в стихотворениях, полных любви к Русской земле:
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
С помощью Картин природы автор отражает любые образы, любые события или чувства. Березки у поэта уподобляются девушке, месяц — ягненку, который гуляет "в голубой траве". При этом образ природы в его стихотворениях всегда строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта — "синий плат небес", "страна березового ситца", а мир человека раскрывается через ассоциации с жизнью природы:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Любовь к России не отделима в сердце Есенина от любви к русской природе. И это не случайно, ведь "природа" и "родина" — слова одного корня. Потому, думая о родине, поэт вспоминает и "покосившиеся избенки", и "плач овцы", и лошаденку, которая машет хвостом, "заглядевшись в неласковый пруд".
Без любви к родной земле, к "березовому молоку", к "пуховым снегам", к "травам ворожбиным", к рассвету, который "рукой прохлады росной сшибает яблоки зари", невозможна настоящая любовь к родине.
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Так любить может только человек с чутким, искренним, пламенным сердцем. Так говорить о своей любви может только настоящий Поэт. Под любящим пером Есенина открывается вся его душа, оживает и живет собственной полноценной и яркой жизнью природа:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Вместе с тем в стихах отражены и настроения поэта, и настроения всего народа, и события, происходящие в стране. А эти события становились с каждым годом все тревожнее. Начиналась Первая мировая война — и беда народа становилась бедой самого Есенина, боль народа становилась его болью. Потому мрачным и суровым вырисовывается пейзаж, предвещающий несчастья для всей страны:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Сожалея о горькой участи своего народа, своей родины, поэт "роняет грустные слова", точно так же, "как дерево роняет тихо листья".
Но какие бы грустные мысли ни навевали Есенину события, происходящие в стране, он всегда с теплотой, сочувствием и любовью вспоминал о родной стороне, о милых сердцу лугах и полях, реках и озерах. Ведь русская природа всегда оставалась для него воплощением истинной красоты и гармонии в мире:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
В произведениях, посвященных России, Есенин предстает перед нами как чуткий, ранимый человек, сердце которого полно нежности, любви и сострадания ко всему живому, к своей родной стороне.
Именно стихи о родине, о природе родного края, стихи с элементами русского народного творчества, мифов и религии наиболее полно раскрывают перед нами душу этого прекрасного поэта, помогают лучше узнать и понять его творчество.
Познакомившись с поэзией Сергея Есенина, проникнув всем сердцем в ее глубины, мы понимаем, что ее неоднозначный характер отражает противоречивую судьбу человека в переломную эпоху революций, войн, трудных и крутых социальных, экономических и духовных перестроек.