Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе "Матренин двор" он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия русской деревенской женщины.
Из отдельных деталей складывается в рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например, название места действия — станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь "стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса". Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.
А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники "до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз", а сено для своих коров приходилось выбирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, а огромные мели пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: несколько месяцев гоняли ее по канцеляриям — "то за точкой, то за запятой". А более опытные в жизни соседки подвели итог ее мытарствам: "Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет".
Все это привело к тому, что произошло смещение, искажение самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. "Как получилось, — горько размышляет автор, — что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо". Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, "все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили".
Сцена похорон Матрены — центральный момент в рассказе. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила Матрена всю жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился а своего рода политику, обрядовые нормы неприятно поразили своей "холодно-продуманной" упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, разны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства". Смерть героини — это рубеж, это обрыв нравственных связей.
Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе "Матренин двор" о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.