Обходительное и доброжелательное отношение Ильи Ефимовича Репина даже к незнакомым людям может быть примером вежливости, образцом общения.
Уважение вызывают и иные особенности характера выдающегося художника. К примеру, честность и прямота, беспримерная смелость в отстаивании своих взглядов перед критиком Стасовым, оказавшим большое влияние на формирование Репина как художника.
Искренне выражая личную симпатию В. В. Стасову, Репин, человек непреклонной воли, бескомпромиссно стоит на позициях своих убеждений, которые считает непререкаемой истиной. Принципиально важным было для Репина признание таланта К. П. Брюллова и враждебно настроенным критиком Стасовым.
В середине XIX века понятие "академизм" приобрело отрицательный смысл, характеризуя это направление как догматическое. Считая современную действительность низкой и недостойной "высокого искусства", академизм противопоставлял ей вневременные формы красоты, мифологические, исторические или библейские сюжеты. Картина К. П. Брюллова "Последний день Помпеи", написанная в традиции академизма, произвела на публику ошеломляющее впечатление. Особенно ценил Репин в картинах Брюллова психологическую правду. Стасов же считал "чистое искусство" Брюллова оторванным от жизни.
Идеи творчества, мировоззренческие позиции были для Репина превыше личных привязанностей.
Только твердость характера, стойкость, решительность, непреклонность способны совершить творческий подвиг и сформировать личность мастера.