Перефразируя высказывание Экзюпери, можно вывести образно формулу рождения собственного образа: человеческий дух (стремления, воля, желания), коснувшись бесформенной, биологической оболочки, творит из нее Человека.
Человека — творца, мыслителя, мастера. В том случае, если человек осознал основное содержание своей деятельности, определяющей его жизненные цели и планы, если ему недостаточно просто физического существования. Если же смысл жизни сведен к потребительству и прозябанию в удовольствиях, то подлинно человеческие черты остаются нереализованными, а человек — несостоявшимся. В таких людях "может быть, убит Моцарт". Они забывают, что призвание всякого человека, как утверждает А. П. Чехов, в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.
Человек в ответе за то, каков он есть, к чему стремится, как реализует свои задатки и способности, чему научился, каковы его достижения. Человек — скульптор собственного образа создает сооружение, в фундамент которого закладывает мировоззрение и различные знания, мощь и высота которого определяются трудолюбием и деяниями человека, своеобразие фигуры — словами и мыслями его, общее впечатление от которого складывается под воздействием доброжелательности и чуткости к окружающим людям.
Человек становится мастером собственного образа, если он постоянно преобразовывает его, усовершенствует, работает над собой, над развитием своих лучших человеческих возможностей. Самодисциплина, самообладание, требовательность к себе, самокритичность, непримиримость к своим недостаткам руководят мастером.
"Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светится вечный свет", — писал Л. Н. Толстой, всю свою жизнь разрабатывавший правила самосовершенствования личности. Шестнадцатилетний Толстой, занимаясь развитием своих способностей, желая преодолеть инерцию безудержного веселья и жизнелюбия молодости, подчинить ее положительным занятиям, разрабатывает целую систему правил развития воли, умственных особенностей, памяти, правил для развития деятельности умственной, телесной, чувственной. Руководствуясь этими правилами, подвергает себя ежедневной самопроверке. Да и сами правила в течение жизни изменяет и совершенствует. Этот пример служит подтверждением афоризма: "Человек... есть то, что он сам из себя делает".