Успенский собор, в отреставрированном здании которого в 1986 году был открыт Дом органной и камерной музыки, является одним из самых красивых мест в городе Харькове.
Прародительницей Успенского собора была первая в Харькове деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1657 году и размещавшаяся в крепости немного южнее современного здания.
В 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего. Скромный "народный" вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи в XVIII веке, поэтому началось строительство нового собора, продолжавшееся двенадцать лет и завершенное в 1783 году. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.
Во внешнем облике собора архитектора А. Евлашова отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу зодчего барокко Растрелли.
Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е. А. Васильев. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 400 кг и высотой 6 метров, затем 12 колоколов. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у фирмы "Борель". Грандиозная колокольня стала доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорцией, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.