С самых давних времен русский народ удивлял все народы мира силой своего духа и характера. Недаром среди многих народов ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности.
Вспомним хотя бы героев памятника древнерусской письменности — "Слова о полку Игореве". Автор "Слова о полку Игореве" отходит от объективно-исторической последовательности событий и как художник разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над судьбой родной земли, витая над прошлым и будущим — "от старого Владимира до нынешнего Игоря". Центральными образами "Слова..." являются Русская земля и русский народ. О чем бы ни писал и о ком бы из князей ни вспоминал автор, он не забывает своего отечества. Идя за войском Игоря, он несколько раз провозглашает: "О Русская земля, уже за шеломянемь еси!"
Таким образом автор пытается подчеркнуть, что именно родная земля является для русских воинов главной ценностью, именно за нее они готовы отдать свою жизнь, а она, в свою очередь, защищает их от беды. Может быть, именно в таком святом отношении к родной земле и состоит сила русского характера? Но попробуем последовать дальше за автором в поисках ответа на свой вопрос.
После трагической битвы на реке Каяле "черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!", а храбрые русичи "полегли за землю Русскую". После этого, по словам автора, "тоска розлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской". Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем "золотом слове", смешанном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять "за землю Русскую, за раны Игоря". Таким образом, мы еще раз убеждаемся в ценности и значимости для русичей защиты Руси от напасти, единстве в этой борьбе.
Одновременно в поэме проявляется образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа — защитника родной земли. Князь Всеволод с гордостью говорит о своих дружинниках, что они под трубами были "спеленуты", под шлемами "взрощены", с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Войны бесстрашно гибнут за Русскую землю.
Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В "Слове..." ярко представлены образы древнерусских князей. Наиболее четко выписаны образы мужественных братьев-воинов Игоря и Всеволода. О них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, но одновременно нарекает на их своеволие и славолюбие, на несогласованность их действий с политикой других князей, киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает Киев как центр объединения русских княжеств в единое феодальное государство. Образ Святослава — мудрого, уравновешенного правителя и полководца, грозного для половцев, опечаленного "отца" разбитых русичей — раскрывается в его символическом "темном" сне и "золотом слове", "со слезами смешанном", который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей ХІ-ХІІ веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые стали воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, непреложности добра на залитой кровью земле. И мы можем увидеть, что русские женщины так же сильны, как и воины, но сила их состоит в верности, преданности своим избранникам, что и придает тем уверенности в их борьбе. В русской классической литературе женские образы не раз становились воплощением лучших черт национального характера. Среди них Катерина А. Н. Островского, Дарья и Матрена Тимофеевна Н. А. Некрасова, княжна Марья Болконская и Наташа Ростова Л. Н. Толстого, Ольга Ильинская И. А. Гончарова, выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева, И. А. Бунина.
Несмотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, все героини произведений русских писателей обладают, несомненно, главной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. И первыми в этом ряду стоят героические женские образы "Слова о полку Игореве".
Автору древнерусского памятника удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность й культуру, продемонстрировать исключительную силу духа русского народа, его готовность к подвигу во имя родной земли.
Силу русского характера можно также проследить на историческом примере.
Михаил Васильевич Ломоносов, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине, родился в 1711 году в семье крестьянина-помора, в деревне, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры. С десятилетнего возраста Ломоносов испытывал все трудности морского промысла, которым занимался его отец, и они укрепили в его характере отвагу, выносливость, находчивость. Благодаря всем этим качествам он стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.
"Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец", — так говорил о нем А. С. Пушкин. И действительно, трудно назвать область знаний, в которой не проявился бы гений Михаила Васильевича Ломоносова. Он опытным путем доказал закон сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным электричеством, руководил устройством фабрики по изготовлению цветного стекла — смальты, сам создал несколько мозаичных полотен и панно, первым заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану.
Являясь основоположником русской химической науки, он разрабатывал проблемы совершенно новой для того времени области знаний — физической химии. Исследовал Ломоносов и проблемы геологии, находя причину землетрясений, открывая органическое происхождение подземных ископаемых — торфа, каменного угля, нефти и др.
Интересовался астрономией, вел наблюдения за небесными телами с помощью самостоятельно сконструированного телескопа. Большой вклад внес он и в развитие исторической науки. Ломоносов по праву гордился своим народом, который в трудных жизненных условиях "не токмо не расточился" но и высочайшей степени величества, могущества и славы достигнул".
Однако наиболее весомый вклад внес Ломоносов в развитие национальной литературы. Он добился единства содержания и формы в литературном языке. Итогом кропотливой и напряженной работы Ломоносова над литературным языком стали его филологические труды "Риторика", "Грамматика", трактат "О пользе книг церковных в российском языке". При этом его собственное литературное наследие достаточно разнообразно и охватывает все жанры и направления. Величественная, торжественная и глубоко проникновенная поззия Ломоносова была полностью подчинена духовным и материальным нуждам народа.
Михаил Ломоносов стал основателем первого русского университета. Этот университет находится в Москве и носит его имя.
Таким образом, мы видим, как сын простого рыбака благодаря исключительно силе своего характера добился осуществления мечты. Воспитательную роль его жизни и личности отмечал в свое время известный критик В. Г. Белинский: "Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ", потому что всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещенную, могучую и величественную родину, прославляя в своих произведениях русских героев "от земледельца до царя". Вся его жизнь и деятельность — прекрасный пример преданного служения отечеству.
Биография еще одного человека может послужить примером исключительной силы русского характера.
Академик С. П. Королев — известный ученый и основатель практической космонавтики. Он был главным конструктором первых спутников земли и космических кораблей. В 1923 году, еще мальчиком, Сергей Королев вступил в планерный клуб, где научился конструировать планеры. В 1925 году Королев поступил в политехнический институт, где изучал авиацию и математику, но по вечерам ему необходимо было зарабатывать деньги. Он был строителем, работал на почте, исполнял маленькие роли в фильмах. Переехав в Москву, Королев днем работал на авиазаводе, по вечерам учился в Московской высшей технической школе, а после лекций работал дома, проектируя новые летательные аппараты. Он прикладывал невероятные усилия, чтобы добиться своей цели, осуществить прекрасную детскую мечту и мечту всего человечества — летать. В Московской технической школе Королев познакомился с идеями космических полетов Циолковского и с его ракетой.
Во время Великой Отечественной войны Королев создал реактивный двигатель для самолетов и ракет, а 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Этот спутник стал результатом тридцатилетнего упорного труда многих людей, а Королев был его главным конструктором. Потом в космос полетели собаки. И только после многих экспериментов в космос полетел первый космонавт мира Ю. А. Гагарин — на космическом корабле "Восток". Это было 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин — также замечательный пример силы русского национального характера, стремления к достижению цели, служения своему отечеству. Люди всегда будут помнить имена тех, кто открыл новую эру в завоевании космоса.
Таким образом, сила и красота характера русского народа проявляются прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради нее все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а также в безграничной отваге и человеколюбии.