Человек — существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает вера. С древних времен человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружавших его, веря, что через них высшие силы могут воздействовать на его жизнь. Так, например, древние славяне создали целый пантеон богов, начиная от бога-творца Сварога и заканчивая полубожествами и демоническими существами, населявшими леса, реки, озера, поля. Вся природа, все ее проявления вызывали у несведущего человека ощущение мистического страха и зависимости от высших сил. Однако не стоит думать, что вера древнего человека была никчемным и слепым поклонением выдуманным существам. Мне кажется, самое главное в славянском язычестве — это стремление человека к чему-то высшему, более чистому и духовному, чем его обыденная жизнь, состоящая из необходимости поддерживать физическое существование. Ведь именно вера в высшие силы подвигла человека на первые шаги в разных искусствах. Так, желая добиться успеха в охоте, древний человек создавал первые наскальные рисунки, желая воздействовать на силы природы, создавал обрядовые песни и танцы. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического восприятия.
Затем на смену язычеству пришли более развитые формы веры, в частности христианство. Исторически это объясняется развитием человеческого общества и новыми духовными потребностями, мистически же священные книги это объясняют тем, что пришло время для пришествия на землю Сына Божьего, который принес себя в жертву во имя спасения человечества от грехов.
Кроме того, человек — существо мыслящее, что и отличает его от всех других живых существ. Поэтому для него имеют значение такие понятия, как доброта, честь, справедливость, любовь и многие другие. Все эти понятия и составляют внутреннее содержание человека, его внутреннюю культуру. Но не только это, поскольку у каждого народа есть еще его вера. Наш народ относится к православным христианам, поэтому содержание его духовной культуры определяется верой в Рождение Сына Божьего, его распятие и воскресение. Духовная культура россиян, украинцев и белорусов основывается именно на христианских принципах и заповедях, на библейской морали и картине мира. Вся наша культура — и литература, и живопись, и архитектура церковного строительства — отражает христианское мировоззрение.
Если мы обратимся к русской литературе, то обратим внимание, что вера и духовная чистота были определяющими принципами, которыми писатели мерили своих героев. Например, христианские заповеди являются определяющими для героев Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот"), Л. Н. Толстого ("Война и мир"), И. А. Бунина ("Чистый понедельник") и многих других русских писателей и мыслителей. Это не значит, что произведения вышеназванных авторов носят религиозный характер. Но их герои ищут свой духовный путь и приходят к тому, что только вечные ценности жизни (любовь, вера, смирение, душевная чистота) являются непреходящими. Чаще всего путь к духовному очищению для героев литературных произведений является трудным и болезненным, но именно это помогает им обрести душевное равновесие.
В настоящее время христианство имеет разные формы, и часто подходы к религии у представителей разных конфессий достаточно сильно отличаются друг от друга. Однако между ними есть много общего. Это, прежде всего, стремление к более чистой, духовной жизни, то есть жизни, в которой есть высший смысл.
Вера нужна человеку как то духовное начало, которое позволяет ему подняться над обыденностью, возвыситься над обычными интересами и заботами.
Кроме того, именно вера позволяет человеку развивать лучшие качества своей души, поскольку предписания религии, например заповеди Иисуса Христа, сдерживают пороки человека и направляют его на жизненном пути. Вера также спасает человечество от самого большого его страха — страха перед смертью и пустотой неизвестности, предлагая ему представление о вечной жизни как награде за земные испытания. И человек идет по пути духовного самосовершенствования, подталкиваемый этой подспудной надеждой. Без веры же человек оказывается совершенно одиноким и беззащитным перед своими страхами и огромностью Вселенной, ему не за что удержаться на краю такой страшной пропасти, и страхи овладевают им.
Мне кажется, что выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они — просто разные формы возвышения человеческого духа.
Библия всегда была источником тем, сюжетов и образов для мировой литературы разных столетий" Появлялись новые интерпретации образов Иисуса Христа, Марии Богородицы, Иуды Искариота, Понтия Пилата, а также многих других. "Библия — это Книга народов, ведь судьбу одного народа она делает символом всех других", — писал И. В. Гете.
Определяющая черта литературной интерпретации Святого Письма — углубленное внимание к первоисточнику в процессе его творческого переосмысления. Первые оригинальные историософские и дидактические толкования библейских текстов появились в период Киевской Руси в таких произведениях, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Моления Даниила Заточника" и др. Именно к Библии как духовному источнику постоянно обращались творческие люди в поиске материала для вдохновения. А это еще раз подтверждает, что Библию можно назвать Книгой Книг, духовным источником человеческой души.
В наше время вопросы веры становятся все более актуальными, поскольку цивилизация (механизированная, неодушевленная культура), кажется, поглощает человека, подчиняет его себе, а человек, сопротивляясь этим тенденциям, возвращается к своим духовным первоосновам.
Нас окружает общество, построенное на принципах экономической выгоды, политического соперничества, и теперь гораздо труднее сохранять представление об истинной вере, стремление не преступать заповеди Библии, принципы человеческой морали. Но, мне кажется, главное для человека — не преступать моральные законы внутри себя, заботиться о своей внутренней чистоте, внимательно относиться к ближним. Именно это позволит ему не погрязнуть в материальном, утратив основы духовности и веры.
Я думаю, недаром в литературе XX и XXI веков проблема духовной культуры, веры не утрачивает своей актуальности. Поднимали ее в своих произведениях такие русские писатели, как А. П. Платонов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. С. Высоцкий, поднимают ее и многие современные авторы. Их произведения помогают читателю обрести духовную опору в жизни, почувствовать важность сохранения собственной личности, достойной уважения.