Природа на полотнах Шишкина и Левитана
(описание по картине художника)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно!
Н. Заболоцкий
Любите живопись... По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не только к поэтам, но и ко всем нам. Ибо на земле есть только два мира, где душа отдыхает от тревог, оживает, обретает крылья. Это музыка и живопись.
...Дремучие северные леса окружают Елабугу, родину Шишкина. Еще мальчиком он полюбил лес и большую часть своей взрослой жизни провел в лесах, "охотясь" с альбомом и карандашом за "натурой". Чаще всего на его картинах изображен сосновый бор. Стройные, гордые великаны, вскинувшие в небо свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются как символ спокойствия и силы. На картине "Корабельная роща" лес так и затягивает вас в свои дебри, обещая удивительную тайну. Она там, за этими высоченными корабельными соснами.
А вот несколько сосен во ржи. Любимых шишкинских сосен. Здесь они другие, чем на картине "Корабельная роща". Там они плечо к плечу, а тут им приходится в одиночку принимать удары ветра. Но все равно они стоят уже много лет, мощные, стройные. И хоть эта картина называется "Рожь", по-моему, она все-таки о соснах.
Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого художника: "Я нашел этот чудесный уголок природы — порадуйтесь и вы ему".
Март... Первые шаги весны. На холсте снова обычный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани. Но вот вспыхивает весеннее, нестерпимо яркое солнце, и картина наполняется теплом, светом. Обычные предметы как будто облечены в нежную, туманную оболочку. Я чувствую ее на всех пейзажных полотнах Левитана: о мартовском ли снеге ("Март"), о весенних ли березках ("Березы"), о пышном ли "природы увяданье" ("Золотая осень"). Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы. Великий русский художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны. Человека, как и на картинах Шишкина, на полотнах Левитана мы не видим. Но он незримо присутствует. Вот лошадка в ожидании хозяина, вот распахнутая дверь и снятый с окна ставень. Все эти детали делают левитановский уголок мартовской природы уютным и обжитым.
Но есть у этих разных художников, по-моему, одна общая черта. Нет, не любовь к природе, а огромная влюбленность в нее. И поэтому самый бесхитростный мотив на их картинах вырастает до большого поэтического произведения.