Демон Лермонтова в творчестве Михаила Врубеля
(рецензия на произведение искусства)
Врубель — сложный художник и, пожалуй, обращение его к образу лермонтовского Демона не случайно. Врубель мечтал о высоком монументальном стиле, "мучился" трагедией идеального человека, свободного, сильного, достойного героев классики. Ему были близки идеалы романтиков. Демон мог вместить в себя все это. Врубель интересовался личностью Лермонтова, его духовным миром и тем, как этот мир выражен в лирике поэта.
Трагедия Демона у Врубеля не. столько трагедия неземного существа, гения зла (да и у Лермонтова он, скорее, порождение зла, а не его творец), сколько трагедия благородной личности, не приемлющей зло и бессильной противиться ему. Врубельский цикл строится на контрастах и борьбе света и тени, олицетворяющих доброе и злое начала.
Меня привлекает картина "Демон сидящий" (1890).
Печальный, тоскливый, по-микеланджеловски мощный врубельский герой в глубоком раздумье бессильно обхватил руками колени. За ним фантастически причудливый пейзаж. Лилово-синие, красные, золотистые "мозаичные" пятна. Демон печально созерцает. Ему все чуждо на земле.
Врубель сознательно выбирает "тесный" продолговатый формат холста, который неожиданно как бы придавливает сверху фигуру Демона, подчеркивая тем самым его скованность. При этом художнику важно подчеркнуть, что Демон — его идеал прекрасного человека. Кристаллы граненых объемов заставляют сверкать голубые и синие тона одеяний. Но в легком и плавном классическом рисунке мускулов, жеста рук ощущается бессилие.
Врубель хочет показать значительность своего героя, привести выразительные средства в соответствие с символическим характером работы. Эта идея дана у художника убедительно, хотя в лице Демона, в рисунке его фигуры и есть очевидный налет красивости, как определял сам Врубель, есть нечто "демоническое".
В "Демоне" для художника важно дать символ — метафору, которая могла бы выразить сложность реального мира. Ему страшно за современного человека, но он надеется и ищет выход. В "Демоне" "неясный трепет ожидания" и "страх неизвестности немой".
Это тема исповеди художника перед Веком, тема поисков высокого идеала, очень своеобразно понятой героической личности.