Облака (Nephelai) — Комедия (423 до н. э.)
В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.
Комедия называлась "Облака", и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему "Облака"? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то "неопределенности" ? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.
Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию "Облака".
Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.
Вот дом Сократа, на нем вывеска: "Мыслильня". Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. "Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно".
Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. "Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!" — "Какими богами? у нас боги новые — Облака". — "А Зевс?" — "Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь". — "Как это — гром?" — "А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром". — "А кто же наказывает грешников?" — "Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!" — "Как же с ними быть?" — "А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!" Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.
Так как же отделаться от кредиторов? "Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву". Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? "А вот посмотри". Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. "Где на свете ты видел правду?" — "у всевышних богов!" — "Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?" — "И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы". — "Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!" Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.
Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор: "Плати долг!" Стрепсиад ему клянется: "Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!" — "УЖО разразит тебя Зевс!" — "УЖО защитят Облака!" Приходит второй кредитор. "Плати проценты!" — "А что такое проценты?" — "Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!" — "Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?" — "Нет, куда же ему прирастать!" — "Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!" Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: "Берегись, близка расплата!"
Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: "Нет такого закона — отцов колотить!" А сын приговаривает: "Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?" Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: "Куда вы завлекли меня?" Облака отвечают: "А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!" Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его "мыслильню". Вопли, огонь, дым, и комедии конец.